Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Трифона церковь в Напрудном в Москве. Около 1492

Москва, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Давид Л.А. Церковь Трифона в Напрудном // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII вв. Новые исследования. – М., 1947; Ильин М.А. Заметки об архитектуре посадских храмов Москвы и Подмосковья XVI века // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. – М., 1973; Ильин М. Исследования и очерки. – М., 1976; Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. – М., 1979; Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 3. – М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994; Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 1998; Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. – М., 1980; Православная Москва. – М., 1993; Приклонский И. Историческая записка о Трифоновской, что в Напрудной церкви. – М., 1884; Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. – М., 1959.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Церковь во имя святого мученика Трифона выстроена в древнем великокняжеском селе Напрудном, ставшем в XVII веке слободой. Церковь была поставлена на невысоком холме, близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия.

Сооружение этого небольшого храма, квадратного в плане, с полуциркульной апсидой предположительно датируется 1492 годом, по сохранившейся на его стене надписи. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого свода и как следствие этого — трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе, порталах и кирпича — в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.

Перестройки XVII, начала XVIII и XIX столетий изменили первоначальный вид храма, но его основной объем сохранился. В результате реставрации 1947—1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга — пояс и цоколь — крепуется на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.

Храм завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились). Внутреннее помещение храма освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными — западным и южным — порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.

Уцелела фреска конца XVI — начала XVII века с изображением святого Трифона с кречетом, сидящего на белом коне, находившаяся прежде на фасаде апсиды, хранящася в Третьяковской галерее. (Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. — М.: Искусство, 1998. С. 181—182.).

Широко распространена легенда о храме и о боярине Иване Патрикееве, служившем сокольничим при дворе Ивана Грозного. На царской охоте в Напрудном боярин потерял сокола и убоялся государева гнева, который мог привести его на плаху. Тогда Патрикеев обратился за заступничеством к святому Трифону, который помог найти пропавшую птицу. В благодарность за чудотворную помощь боярин построил в честь великомученика храм. Однако эта легенда исторически совершенно несостоятельна: Патрикеев жил на полстолетия раньше Иване Грозного и не был сокольничим. К тому же боярин не мог построить храм в вотчинном великокняжеском селе.

Существует другое, очевидно более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325—1340) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился святому Трифону: «Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу.

Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. На том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен храм во имя Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором святой изображен так, как предстал сокольничему в сновидении — на коне и с кречетом на руке.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (четвертая четверть)
Литература XV в. (четвертая четверть)
Музыка XV в. (четвертая четверть)
История XV в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer