Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов


Коровники. Храмовый ансамбль. Ярославль. II половина XVII в.

Ярославль, Россия
Эпоха, стиль, направление Ярославская школа зодчества
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Барщевский И.Ф. Исторический очерк города Ярославля // Труды Ярославской ученой архивной комиссии». Кн. 3. Вып. 4. – Ростов, 1900; Воейкова И. Н. Митрофанов В.П. Ярославль. – Л., 1973; Выголов В.П. Ярославль. Памятники Архитектуры и искусства. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1994; Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. Изд. 3-е. – М.: «Искусство», 1981; Иванов В.Н. Ярославль. – М., 1946; Крылов А. П. Церковно-археологическое описание гор. Ярославля – Ярославль, 1860; Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.Р. История русской архитектуры. – СПб.: Стройиздат, 1994; Серебренников С. А. Церковно-археологическое описание Ярославля – Ярославль, 1861; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М., 1960; Титов А. А. Ярославская старина. – Ярославль, 1890; Тихомиров И.А. Ярославское зодчество // Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель. – Ярославль, 1913; Троицкий И. История губернского города Ярославля – Ярославль, 1853; Шамурин Ю. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич. Культурные сокровища России. Вып. 1. – М., 1912.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


На правом берегу Волги, ниже устья Которосли, располагалась Коровницкая слобода. По преданию, на этом месте был когда-то выгон скота. Еще с XVI столетия жители Коровников занимались разведением скота, производством гончарных изделий, изразцов и кирпича. Остатки древних керамических мастерских были здесь найдены в конце XIX века при земляных работах.

Знаменитой стала слобода благодаря уникальному ансамблю церквей второй половины XVII века, расположенный на берегу реки. Редкий по живописности церковный комплекс включает две церкви (во имя Иоанна Златоуста и Сретения иконы Владимирской Богоматери), Святые ворота и колокольню. Выразительный силуэт ансамбля хорошо виден с высокого мыса Стрелки.

Могучие луковичные главы со свечеобразными шатрами приделов и колокольни создают единое согласие всех построек. Архитектурные формы просты, изысканны и словно вылеплены гончарным мастером. Восточные фасады церквей обращены к реке: отсюда открывается парадный вид, и зрители, плывущие по Волге, могут любоваться пластичностью объемов и праздничным узорочьем храмов. Причем, апсиды храмов, которые по церковному канону должны быть ориентированы строго на восток, в Коровниках повернуты на северо-восток. Видимо, это сделано для их более эффектного восприятия с реки.

Главным строением Коровницкого комплекса является церковь во имя Иоанна Златоуста, возведенная в 1649-1654 годах. Это пятиглавый куб, который сочетается с симметричными шатровыми приделами у восточных углов. В декоре постройки, выполненной 1680-е годы, сказалась любовь ярославцев к обильному украшательству своих приходских храмов. Уже с далекого расстояния виден огромных размеров изразцовый наличник, отмечающий окно центральной апсиды Златоустовской церкви.

На довольно большом расстоянии от церкви поднимается высокая колокольня, поставленная в 1668 году. Восьмигранный гладкий столб лишен каких-либо украшений, он переходит в шатер, вытянутый и разукрашенный различной формы «слухами».

Откуда бы ни смотреть на Коровницкий комплекс отмечаешь правильность зрительского расчета. Мастера-строители целенаправленно отдалили колокольню от храма, так как группировка его масс и объемов так закончена, так строго выдержана, что каждое новое добавление послужило бы непростительным диссонансом. Силуэт колокольни, вырастающий в отдалении, прихотливо дополняет громаду храмового сооружения.

Через пятнадцать лет зодчие, стремясь использовать прекрасные видовые возможности Коровницкой слободы, при строительстве соседней с храмом Иоанна Златоуста церкви вновь обратились к его формам. Церковь Сретения иконы Владимирской Богоматери предназначалась для службы в зимнее время и была воздвигнута в 1669 году. Ее создание продолжило формирование архитектурного ансамбля Коровницкой слободы. Восточный фасад Сретенского храма, а также высоко поднятое пятиглавие четверика повторяет формы и размеры Златоустовской церкви. Их архитектурная близость была более заметной в первоначальный период, когда церковь Иоанна Златоуста не получила еще своего пышного декоративного оформления.

Сложение всего ансамбля завершилось на рубеже XVII-XVIII столетий, когда на одной оси с колокольней были построены Святые ворота.

Памятники Коровницкой слободы — коллективное творчество не одного поколения ярославских мастеров. Все этапы сложения общего храмового комплекса явились развитием основных идей, заложенных строителями церкви Иоанна Златоуста. В единстве художественного образа, характернейшего для ярославского зодчества второй половины XVII века, — замечательная и непреходящая ценность ансамбля.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer