Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Рафаэль » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Рафаэль (1483—1520)
Итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения. Украсил росписями парадные залы (станца) Ватиканского дворца. Исполнил ряд алтарных образов для церквей Флоренции, Рима и других городов. Автор многочисленных мадонн, в том числе «Сикстинской мадонны», являющейся непревзойденным шедевром мировой живописи. Выдающийся мастер портретного жанра. Украшал фресками дома римской аристократии. Известен как выдающийся архитектор: возводил церкви и капеллы, дворцы и палаццо итальянской знати, руководил строительством собора Св. Петра в Риме. Искусство Рафаэля долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца, оказав значительное влияние на европейскую живопись XVII—XIX вв.
 
Эпоха, стиль, направление Высокое Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Рафаэль Санти [Альбом] / Вступит. статья А. Габричевского.— М., 1956; Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства.— М., 1963; Гращенков В. Н. Рафаэль.— 2-е изд.— М., 1975; Пашут Л. Рафаэль / Пер. с венг.— М., 1981; Дажина В. Д. Рафаэль и его время.— М., 1983; Прусс И. Е. Рафаэль [Альбом].— М., 1983; Лебедянский М. С. Портреты Рафаэля.— М., 1983.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти) родился в 1483 г. в Урбино в семье живописца Джованни Санти. В 1500 г. переехал в столицу Умбрии Перуджу, где поступил в мастерскую известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.
         К первым живописным работам Рафаэля относятся «Сон рыцаря», «Три грации», «Мадонна Конестабиле». Завершает юношеский период творчества художника алтарный образ «Обручение Марии».
         В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное величие. Рафаэль изучает творения выдающихся мастеров флорентийской школы, занимается анатомией и перспективой. В картинах мастера появляется больше действия («Св. Георгий»).
         Рафаэля называют Мастером мадонн. Во Флоренции он написал целую серию (не менее 15) мадонн («Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»), «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени»), которые принесли ему широкую известность.
         Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Папа поручил художнику роспись своих парадных апартаментов, так называемых «станца» (итал.: комната), в Ватиканском дворце. В этих помещениях Рафаэль (с помощью своих учеников) украсил потолки позолоченным стуком и росписями, пол выложил узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной панели покрыл многофигурными фресками. В станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Станца д’Элидоро (1511—14) Рафаэль расписал фресками на легендарные темы («Встреча Льва I с Аттилой», «Изгнание Элиодора», «Освобождение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене»). Станца дель Инчендио (1514—17) в значительной части была расписана учениками и помощниками Рафаэля. Росписи ватиканских станца принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и всей Италии.
         В 1514—17 гг. Рафаэль работает над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы, украшает античными фресками виллу Фарнезина, принадлежавшую его другу и покровителю Агостино Киджи («Триумф Галатеи», 1514).
         В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет Юлия II», «Портрет кардинала», «Женщина в покрывале» («Донна Велата»), «Портрет Б. Кастильоне», «Лев X с кардиналами»).
         В Риме Рафаэль исполняет целый ряд алтарных образов, в том числе большое количество мадонн («Мадонна Альба», «Мадонна в кресле»). Самое совершенное произведение Рафаэля — «Сикстинская мадонна», большой запрестольный образ для монастырской церкви Св. Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» считается образом совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего сына как искупительную жертву.
         Под руководством Рафаэля в 1519 г. была завершена роспись так называемых Лоджий — построенной архитектором Браманте большой арочной галереи на втором этаже Ватиканского дворца. Многочисленные декоративные фрески исполнили ученики Рафаэля по его рисункам (позже росписи были испорчены грубыми реставрациями).
         В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам, обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами («Святое семейство»). В некоторых произведениях этого периода отчетливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму («Преображение», 1519—20, ватиканская Пинакотека).
         Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, свободное, легкое чувство линии.
         Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора. В 1509 г. им была построена церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи в Риме. Там же в 1512—20 гг. он возвел капеллу церкви Санта-Мария дель Пополо. В 1514 г. Рафаэль был назначен главным архитектором собора Св. Петра в Риме. По проектам Рафаэля возводились палаццо и дворцы для римской знати (палаццо Видони-Каффарелли, палаццо Бранконио дель Аквила).
         В 1520 г. Рафаэль скончался. Само его имя — Божественного Санцио — в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С величайшими почестями Рафаэль был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Литература XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Музыка XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
История XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer