Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Леонардо да Винчи » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Леонардо да Винчи (1452—1519)
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер Высокого Возрождения. Писал религиозные композиции, алтарные картины, портреты. Автор знаменитой картины «Мона Лиза» («Джоконда»). Создавал скульптурные композиции. Проектировал и строил архитектурные сооружения. Как ученый и инженер обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Автор более семи тысяч листов записей, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки.
 
Эпоха, стиль, направление Высокое Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи.— 2-е изд.— М., 1969; Зубов В. П. Леонардо да Винчи.— М.; Л., 1961; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи.— М.; Л., 1967; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.— М., 1974; Нардини Б. Жизнь Леонардо / Пер. с итал.— М., 1978; Гастев А. Леонардо да Винчи.— М., 1982.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом селении в тосканских Альбанских горах. Он был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который, женившись на девушке из своего сословия, взял мальчика на воспитание. В раннем возрасте проявив склонность к рисованию и лепке, Леонардо уже в 15 лет становится учеником Андреа дель Верроккьо, прославленного флорентийского мастера. В 1472 г. Леонардо принимают во флорентийскую гильдию художников.
         Одной из первых живописных работ молодого мастера была фигура ангела на полотне Верроккьо «Крещение», первая самостоятельная работа — «Благовещение». Несколько позже были написаны «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)», «Мадонна с гвоздикой».
         Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как ученый-инженер, ни как живописец: изысканная утонченность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.
         В 1481 или 1482 г. Леонардо отправляется в Милан и поступает на службу к тамошнему правителю герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482—99) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.
         Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.
         Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников. Представление о статуе можно составить на основании рисунков, запечатлевших разные варианты и этапы работы над ней. Первоначально статуя изображала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне, но ее отливка оказалась технически невозможной; позднее мастер нашел более спокойное решение. Памятник Сфорца должен был более чем в полтора раза превысить конные монументы, выполненные Донателло и Верроккьо. Монумент прозвали «великим колоссом».
         В 1483 г. Леонардо получает заказ на алтарный образ для капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде («Мадонна в скалах»). Эта картина стала первым алтарным образом Высокого Возрождения. Через двадцать лет Леонардо напишет второй вариант «Мадонны в скалах».
         В 1495—97 гг. по заказу Лодовико Моро Леонардо создает стенную роспись «Тайная вечеря» в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. Судьба этого прославленного произведения трагична. Еще при жизни мастера краски начали осыпаться. В XVII в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1945 г. реставрация спасла роспись от дальнейшего разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении мастера можно составить лишь самое общее представление.
         В первый миланский период Леонардо были написаны также: так называемая «Мадонна Литта» и несколько портретов придворных («Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Дама с ферроньеркой»). В 1499 г. Милан был захвачен французами, и Леонардо уехал из города. Последующие годы он провел в непрестанных переездах.
         В 1502 г. служил архитектором и генеральным инженером при Чезаре Борджиа, сопровождал завоевателя во время военных кампаний, рисовал карты, проектировал оборонительные сооружения.
         В 1503 г. Леонардо возвращается во Флоренцию. Около этого времени написана его знаменитая «Мона Лиза» («Джоконда»). Вероятнее всего, на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо мона (сокр. от мадонна) Лиза Герардини. Согласно другой версии, художник изобразил любовницу Джулиано Медичи синьору Пачифику Брандано. Портрет, известный под именем «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.
         В течение последующих трех лет Леонардо работает над росписью «Битва при Ангьяри» в Палаццо Веккьо. Очередной эксперимент с красками привел к тому, что фреска очень быстро осыпалась. Исчез также картон, с которого он создавал роспись. Сохранился лишь набросок с картона, сделанный Рубенсом.
         В 1506 г. Леонардо едет в Милан, где поступает на службу к французскому наместнику герцогу Шомону.
         В 1507 г. Людовик XII дарует художнику титул «королевского живописца и инженера».
         В 1513—16 гг. Леонардо жил в Риме.
         К поздним произведениям художника принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио, алтарные образы «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» и «Иоанн Креститель», серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом»).
         Последние несколько лет Леонардо провел во Франции, в замке Клу, занимая должность придворного мудреца и советника при короле Франциске I.
         2 мая 1519 г. Леонардо да Винчи умер.
         Личность Леонардо да Винчи вышла далеко за пределы своего времени. Творчество Леонардо неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие почетное место в истории мирового искусства. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе.
         Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, его уникальная личность оказали огромное влияние на всю историю мировой культуры.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Литература XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Музыка XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
История XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer