Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Микеланджело Буонарроти » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Микеланджело Буонарроти (1475—1564)
Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, величайший мастер Высокого и Позднего Возрождения. Создал грандиозные монументальные росписи потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане; расписал фресками капеллу Паолина там же. Создавал скульптурные и архитектурно-скульптурные группы, в том числе для гробницы папы Юлия II и усыпальницы рода Медичи. Много и плодотворно работал в архитектуре: создал проект и руководил возведением библиотеки Лауренциана во Флоренции, руководил строительством собора Св. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко.
 
Эпоха, стиль, направление Высокое Возрождение, Позднее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Архитектурное творчество Микеланджело [Сборник статей]. — М., 1936; Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М., 1963; Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти.— М., 1964; Микеланджело. Жизнь. Творчество [Сб.] / Сост. В. Н. Гращенков.— М., 1964; Ротенберг Е. И. Микеланджело.— М., 1964; Микеланджело и его время [Сб. статей].— М., 1978; Балдини У. Микеланджело — скульптор / Пер. с итал.— М., 1979; Холл М. Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. — М.: Белый город, 2003.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Микеланджело Буонарроти родился в 1475 г. в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. В 1488 г. юноша поступает в мастерскую известного флорентийского живописца Доменико Гирландайо, а через год переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным (Медичи), где под руководством Бертольдо ди Джованни начинает обучаться ваянию. В становлении художественного стиля будущего мастера наиболее значительную роль сыграли произведения Джотто, Донателло, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях («Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», ок. 1490—92, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества Микеланджело — монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. В 1496 г. художник переехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа»). Скульптурная группа поражает мастерством композиции, уверенностью и свободой в изображении нагого тела, силой и глубиной эмоционального содержания при кажущейся внешней сдержанности.
         В 1501 г. Микеланджело вновь переезжает во Флоренцию. По заказу Флорентийской республики в 1501—04 гг. мастер исполняет одно из лучших своих произведений — колоссальную мраморную статую «Давид». Достигающая в высоту почти четырех с половиной метров, статуя рождает представление о грозной силе (эту особенность работ Микеланджело современники называли terribilitá), о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. Статуя была установлена у входа в палаццо Веккьо, где и простояла более трех с половиной веков. В 1873 г. монумент был перевезен в Галерею Академии художеств во Флоренции; на старом месте ныне находится мраморная копия.
         В этот период мастер работает также над живописными произведениями: «Святым семейством» («Мадонна Дони») и картоном «Битвы при Кашине» (для росписи Палаццо Веккьо).
         В 1505 г. папа Юлий II приглашает художника в Рим, где Микеланджело начинает работу над гробницей папы. Реакция Юлия II на проект гробницы была отрицательной, и, возмущенный критикой, Микеланджело прекращает работу и возвращается во Флоренцию. Вскоре, однако, наступает примирение, и в мае 1508 г. художник приступает к росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, над которой он трудился до 1512 г. Один, без помощников, Микеланджело расписал весь свод, общей площадью свыше шестисот квадратных метров, создав самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения.
         В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия («Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп»). По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей. По боковым сторонам свода — семь пророков («Иеремия») и пять сивилл («Ливийская сивилла»). В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории («Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи» и др.). В люнетах над окнами — так называемые предки Христа. Микеланджело создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. При всей масштабности этой работы художник сумел достичь декоративного единства всей гигантской росписи в целом.
         Закончив роспись Сикстинской капеллы, Микеланджело вновь принимается за работу над гробницей Юлия II, которая была завершена только в 1545 г. и установлена в церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме. Конечный результат этой работы был весьма далек от первоначального замысла Микеланджело, согласно которому мавзолей должны были украсить сорок мраморных статуй. Центральной статуей скульптурной композиции надгробия стал наделенный могучей волей, титанической силой и темпераментом библейский пророк «Моисей» (1515—16). Также для надгробия предназначались две статуи рабов (так называемые «Восставший раб» и «Умирающий раб», оба 1513—16), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершёнными (ок. 1532—43, Галерея АХ, Флоренция).
         В 1516—34 гг. Микеланджело вновь живет во Флоренции. В 1520 г. по заказу папы Климента VII (Джулиано Медичи), мастер приступает к созданию фамильной усыпальницы семьи Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако трагические события итальянской истории прервали эту работу. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. Заключив с испанцами союз, папа Климент VII направляет на Флоренцию войска. Город оказал ожесточенное сопротивление захватчикам. Во время осады Флоренции Микеланджело руководил строительством укреплений и принимал самое деятельное участие в обороне республики. Когда же Флоренция пала, он долгое время вынужден был скрываться, пока Климент VII не потребовал, чтобы мастер закончил надгробия герцогов Медичи, обещав ему неприкосновенность. В 1531 г. Микеланджело возобновил работу над капеллой Медичи, но обстановка во Флоренции при новых правителях чрезвычайно тяготила его. Он часто покидал родной город и подолгу жил в Риме, а в 1534 г., не вполне закончив работу в капелле, он почти бежал из Флоренции, навсегда покинув ее. Капелла Медичи стала одним из самых замечательных произведений Микеланджело.
         В этот же период Микеланджело работал над одним из первых своих архитектурных проектов — монастырское помещение, примыкавшее к церкви Сан-Лоренцо, зодчий перестроил в публичную библиотеку — так называемую Лауренциану (1523—34). Мастер создал выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала.
         Последние тридцать лет жизни Микеланджело провел в Риме. В 1536—41 гг. по заказу папы Павла III художник пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. В условиях усиливающейся реакции и кризиса гуманистических идеалов творение 66-тилетнего мастера вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счел это произведение непристойным, т.к. там было изображено множество обнаженных человеческих тел. Микеланджело было предложено задрапировать некоторые фигуры, что и было исполнено его учеником Д. де Вальтера.
         В 1542—50 гг. Микеланджело исполнил фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Павла», «Распятие св. Петра»), отчасти предвосхищающие росписи барокко. В этой работе отразились глубокие раздумья художника о тщете человеческих усилий, мучительная безнадежность поисков истины.
         Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произведениям относятся «Пьета», предназначавшаяся для капеллы самого Микеланджело в базилике Санта-Мария Маджоре в Риме (разбита автором, восстановлена его учеником Т. Кальканьи), и незаконченная скульптурная группа «Пьета Роданини» (1555—64, Музей старинного искусства, Милан). В этих произведениях, отмеченных особым трагизмом, нашли отражение спиритуалистические настроения старого мастера.
         С 1546 г. и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора Св. Петра и строительство ансамбля площади Капитолия в Риме — духовного и светского центров «вечного города» (обе работы завершены по планам Микеланджело после его смерти).
         В последние годы Микеланджело все чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия.
         18 февраля 1564 г. Микеланджело умер. После кончины тело мастера, по желанию флорентийского герцога, было тайком перевезено во Флоренцию, где он с большими почестями был похоронен в церкви Санта-Кроче.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть) XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
Литература XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть) XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
Музыка XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть) XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
История XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть) XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer