Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Брейгель Старший, Питер » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Брейгель Старший, Питер (1525/30—1569)
Нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и местный фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплетаются грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, реалистические детали и фантастический гротеск, интерес к подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению. Создавал религиозные, жанровые картины, сатирические и бытовые рисунки, писал обобщенные картины крестьянской жизни, пейзажи. Главным героем произведений Брейгеля является простой люд, крестьяне — за что художник получил прозвище «мужицкий». Творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и послужило основой для развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.
 
Эпоха, стиль, направление Северное Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий.— М., 1939; Климов P. Питер Брейгель.— М., 1959; Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель.— М., 1983; Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 гг. в деревне Брейгель в нидерландской провинции Лимбург. Начальное образование будущий художник получил в деревенской «приготовительной» школе. Далее судьба привела Брейгеля в Антверпен, где около середины 1540-х гг. он поступил в мастерскую известного художника Питера Кука Ван Альста, придворного живописца Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В следующем году Брейгель был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к Иерониму Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую, печатавшую и продававшую гравюры.
         Свою творческую карьеру Брейгель начал как рисовальщик. В 1552—53 гг. по предложению Кока он едет во Францию и Италию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. До наших дней сохранилось около 120 рисунков Брейгеля («Художник и знаток»). Иероним Кок собрал около 135 рисунков Брейгеля, которые были переведены в гравюры разными мастерами. Эти эстампы имели большой успех. Среди наиболее значительных графических работ Брейгеля — серии «Двенадцать больших пейзажей», «Маленькие пейзажи Брабанта и Кампена», «Семь смертных грехов», «Семь добродетелей» и др.
         Работать маслом художник начал достаточно поздно (его первая картина датируется 1553 г.). В своем творчестве Брейгель отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь своего народа в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор («Битва Масленицы и Поста»). Художник часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры»), обыгрывал в своих произведениях народные пословицы и притчи. Широкую известность приобрела картина Брейгеля «Пословицы», которую называют энциклопедией нидерландского фольклора. Многочисленные иллюстрации к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам сделали это произведение своего рода гимном человеческой глупости.
         В 1563 г. Питер женился на Майкен Кук, 18-тилетней дочери своего учителя, и с молодой женой переехал жить в Брюссель. Здесь Брейгель покупает дом и открывает собственную мастерскую. Творчество художника вступает в пору зрелости. С особой охотой мастер обращается к сюжетам из библейской истории («Несение креста», «Вавилонская башня»). В некоторых из них в завуалированной форме запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев («Избиение младенцев», «Перепись в Вифлееме»). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета»), горьких иносказаниях («Сорока на виселице»), полных глубокого трагизма символических образах («Слепые»).
         Главный герой произведений Брейгеля — постоянно движущаяся народная масса. Художник создает (хотя и в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжелые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).
         В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармоничного красочного единства. Творчество Брейгеля заложило основу развития национальной нидерландской школы реалистической живописи. Исполненный художником в 1565 г. цикл картин «Месяцы» («Охотники на снегу», «Сумрачный день», «Жатва», «Возвращение стад») воспринимается как целая Вселенная, воплощенная в безыскусных и неприметных сельских видах. Бескрайние просторы равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органической связи с жизнью населяющих ее людей, исполнены смелых реалистических наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года.
         Почти весь последний год своей жизни Брейгель тяжело болел и совсем не работал. 5 сентября 1569 г. художник умер, оставив двух малолетних детей — Питера (1564) и Яна (1568). Оба стали художниками, известными под именами «Питер Брейгель Младший» и «Ян Брейгель Бархатный».
         Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократическое творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.

Изображения

Мировая художественная культура XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
Литература XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
Музыка XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)
История XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer