Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » VI в. » СТАТЬИ


Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI — XI вв.
Эпоха, стиль, направление ранневизантийское искусство
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Г. Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: «Азбука-Классика», 2004.



         Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. В отличие от Сант-Аполлинаре Нуово, эта базилика сохранила свой древний алтарь. К западному фасаду церкви некогда примыкал открытый вестибюль, остатки которого вскрыты раскопками. Фасады декорированы традиционной ломбардской аркатурой — плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.
         Базилики Равенны — небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.
         Мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе — самые поздние из равеннских циклов юстиниановского времени. Мозаики этого комплекса разновременны и датируются учеными различно. К VI в. относятся лишь мозаики конхи апсиды.
         В конхе апсиды представлена необычная композиция — сцена Преображения в абстрагированной редакции. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков — агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом — райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его — двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, это образ верующих, благословляемых святым Аполлинарием. Тем самым Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы, что буквально совпадает с текстом проповеди Петра Хризолога в память этого святого: «Здесь живет он, здесь стоит он как добрый пастырь посреди своей паствы».
         Стиль живописи обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля. По сравнению с церковью Сан-Витале мозаики апсиды Сант-Аполлинаре ин Классе поражают своей чисто внешней выразительностью и сведением живописи к принципам декоративного пятна.

Изображения

Мировая художественная культура VI в.
Литература VI в.
Музыка VI в.
История VI в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer