Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » IX в. » СТАТЬИ


Заставка Евангелия. IХ в. РНБ
Пергамент.
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург (бывш. Государственная Публичная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ленинград) Инв. № Греч. 129.
Эпоха, стиль, направление ранневизантийское искусство
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собрании Советского Союза. – М.: Искусство. 1977. С. 13-14.
Источники Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собрании Советского Союза. – М.: Искусство. 1977. Табл. 5.


К раннему периоду так называемого Македонского Возрождения IХ века, относится византийское Евангелие, хранящееся в Российской национальной библиотеке. По преданию, оно было написано в императорском скриптории по заказу императрицы Феодоры. Роскошь этой рукописи, блестящая техника исполнения свидетельствуют о том, что кодекс создавали лучшие мастера, которые замыслили его как драгоценность, непредназначенную для повседневного использования в храмовой службе.

Все листы Евангелия окрашены пурпуром очень редкого темно-синего, местами почти черного тона. Письмо представляет собой один из лучших образцов минускула древнего периода, отличающегося чистотой форм. Текст написан золотом, а вынесенные на поля комментарии — серебром. Для того чтобы яснее отделить их от основного текста, писец не только вводит иной цвет для их написания, но и применяет другой почерк. Все комментарии написаны унциалом. Необычайно широкие поля подчеркивают величественный характер листов Евангелия.

Сочетание пурпура, золота и серебра придает рукописи характер несколько тяжелой роскоши. Эту особенность оформления кодекса не поняли художники в последующие столетия. В ХIII веке в рукопись были вставлены изображения евангелистов Матфея, Марка и Иоанна, а в ХV веке — бумажные листы с текстом и миниатюрой евангелиста Луки. Неокрашенные белые листы пергамена, как и разноцветные миниатюры, нарушают колористическое единство рукописи.

Каждая из глав кодекса открывается заставкой, выполненной золотом в графической манере, соответствующей общему цветовому решению рукописи. Как истинный представитель Македонского Возрождения, художник применяет для заставок мотивы античной архитектуры. Заглавие Евангелия от Матфея заключено в торжественную двухъярусную триумфальную арку. Следующую главу кодекса открывает квадратная заставка, покрытая широко распространенным в древнегреческом искусстве орнаментом меандра. Незнакомая же античному искусству плоскостность исполнения связана с тем строгим графическим стилем, в котором оформлено все Евангелие.

Изображения

Мировая художественная культура IX в.
Литература IX в.
Музыка IX в.
История IX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer