Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » X в. » СТАТЬИ


Десятинная церковь в Киеве . 989-996
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Искусство Киевской Русию – Киев, 1989; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач. XII в. – М.: Наука, 1987; Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993.
Источники Пелевин Ю.А.


Первая каменная церковь в Древней Руси. Она сыграла огромнейшую роль в будущем развитии русского каменного храмозодчества.

Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., на следующее «лето 6497 (989 г.) <…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в "Повести временных лет", – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами" (Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – Изд. Второе. – СПб.: Наука, 1996. С. 54.). Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году (Там же. С. 192-193.).

Десятинная церковь - «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.

Церковь во имя Пресвятой Богородицы была одарена десятой частью всех княжеских доходов, отчего и стала именоваться Десятинной. Десятая часть как священная мера Ветхого Завета давалась на соборные храмы в Византии и в русских землях.

Владимир поручил храм корсунскому духовенству во главе с Анастасом Корсунским и, вероятно, строили его тоже корсунские мастера. Храм вместе со многими церковными святынями, древнейшими иконами и книгами был безвозвратно утрачен при разрушении Киева войсками Батыя в 1240 г.

От былой величественной постройки X века ничего не осталось, кроме фундамента, но по археологическим раскопкам и скупым письменным источникам мы можем хотя бы от части реконструировать изначальный вид храма. Раскопки выявили раннюю технику кладки: здание возводилось из плоских византийских кирпичей – плинфы. Кладка связывалась известняковым раствором с примесью толченой керамики – цемянки. В постройке церкви использовалась, так называемая, «кладка со скрытым рядом»: на фасад ряды плинфы выходили через один, промежуточный ряд немного отодвигался в глубь стены и покрывался слоем раствора. Богородичный Десятинный собор был по византийскому образцу крестово-купольным сооружением, расчлененным тремя парами столбов на три нефа, которым соответствовали в алтарной части три абсиды. Согласно летописи, над храмом высились 25 глав. В отделке интерьера широко применялся мрамор. Стены украшали мозаики и фресковые росписи. Вокруг собора располагались огромные каменные двухэтажные дворцы с такой же пышной отделкой, как и сам храм. Весь архитектурный комплекс наглядно свидетельствовал силе и мощи молодого христианского государства.

В Богородичном Десятинном соборе находилась великокняжеская усыпальница. Здесь похоронили Владимира, «вложиша в корсту мороморяну» (в гроб мраморный). На вечный упокой здесь положили и его жену Анну Корсунскую, Изяслава Ярославича (ум. 1078 г. сын Ярослава Мудрого), его внука Ростислава Мстиславича (ум. 1093 г.). Сюда перенесли останки Ольги и сыновей Святослава - Ярополка и Олега, умерших язычниками в 977 г. Перед тем, как их в 1044 г. захоронить во храме, княжеские останки крестили. Случай беспрецедентный, нарушающий догматические установления христианской церкви.

Десятинная церковь в начальный период почиталась как церковь святого Климента. Св. Климент – римский папа в 90-е гг. I века. По легенде, сложившейся не ране IV в., он был сослан римским императором Траяном в Корсунь (Херсонес), где погиб мученической смертью. Около 860 г. преподобный Кирилл-Константин, будущий составитель славянской азбуки, первоучитель славян, обрел мощи св. Климента. Впоследствии часть их он доставил в Рим, где они покоятся поныне. А глава Климента была вывезена, видимо, Владимиром в Киев, в Десятинную церковь.

Культ Клемента тесно связывал Десятинную церковь с Корсунью, градом, откуда пришло официальное крещение Руси, и откуда были вывезены мощи Климента Римского. Это можно расценивать как символизированный акт приобщения Руси к древнехристианским традициям. Но вместе с тем этот культ протягивал нить на Запад, по крайней мере, к регионам миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура X в. (четвертая четверть)
Литература X в. (четвертая четверть)
Музыка X в. (четвертая четверть)
История X в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer