Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » X в. » СТАТЬИ


Иоанн евангелист с учеником Прохором. Миниатюра из «Остромирова Евангелия» . 1056–1057. РНБ
Пергамент.
Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург
Место создания Новгород?
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987; Каринский Н.М. Письмо Остромирова Евангелия // Сборник Российской Публичной библиотеки. Т.1. Вып. 1. – Пгр., 1920; Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. – Л.: Наука, 1971; Ланской Н.С. К истории Остромирова евангелия // Русская старина. 1891. № 1; Стасов В.В. Замечания о миниатюрах Остромирова евангелия // Собр. соч. Т. 2. – СПб., 1894; Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI- XV веков // Древнерусское искусство: рукописная книга. – М., 1983; Лившиц Л. Русское искусство X-XVII веков. – М.: Трилистник, 2000; Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства. – Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953.


Миниатюры «Остромирова Евангелия» создавали два мастера: один из них написал апостола и евангелиста Иоанна с Прохором, а другой евангелистов Луку и Марка.

На публикуемой миниатюре Иоанн в ссылке на острове Патмос диктует ученику Прохору «Апокалипсис», последнюю книгу Нового Завета, открытую в старости самому юному и любимому ученику Христа Святым Духом.

Вокруг этой сцены богато расписанная рамка – квадрифолий (квадрат с четырьмя полукружиями). Полукружия квадрифолия тонко прорисованы растительным орнаментом. Колорит миниатюры потускнел, но и сейчас видны оттенки золотого красного, синего, зеленого, белого цветов.

Миниатюра отчасти схожа с фресками Софии Киевской: прослеживается та же стилистическая манера письма, что и в храмовой стенописи. Орнамент миниатюры перекликается с декоративными фризами, украшающими киевский собор. Возможно, мастер, рисовавший Иоанна, был одним из тех византийских фрескистов, кто работал в софийском храме. В Древней Руси зачастую иконники летом расписывали церкви, а зимой, когда фресковые работы приостанавливались, занимались писанием икон или иллюстрацией книг.

Надо заметить, что все миниатюры, изображающие апостолов, по очевидности, принадлежат приезжим грекам. Иллюстрации не вклеены, а исполнены на том же пергаменте, что и само «Евангелие». Значит, иллюстраторы их писали на Руси – или в Киеве, или в Новгороде. Они блестяще владели и привнесли в свои книжные изображения технику так называемой инкрустированной эмали, бывшей тогда в употреблении исключительно в Византии. Композиционное построение миниатюр также традиционно для византийского ареала. Быть может, остромировские иллюстрации, в том числе и Иоанн с учеником Прохором, являются списками с византийских миниатюр той эпохи.

Пелевин Ю.А.

.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура X в. (третья четверть)
Литература X в. (третья четверть)
Музыка X в. (третья четверть)
История X в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer