Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XI в. » СТАТЬИ


Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской. – М., 1960; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. – Л., 1986; Логвин Г.Н. София Киевская. – Киев, 1971; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э.Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Искусство Киевской Руси: Архитектура. Мозаики. Фрески. Иконопись. Миниатюра. Декоративно-прикладное искусство / Автор-составитель Ю.С. Асеев. – Киев, 1989;



Наиболее талантливым произведением не только в «Святительском чине», но и среди всех мозаик Софийского собора является «Иоанн Златоуст».

Прославленный богослов облачен в епископские одежды: белый саккос, пурпуровых тонов фелонь, золотые поручи и светлый с черными крестами омофор. Правой рукой великий учитель Церкви благословляет, а в левой держит Евангелие с золотой крышкой и красным обрезом.

Лик Иоанна Златоуста наделен яркой индивидуальностью: огромный лоб, прямой и открытый взгляд, впалые щеки, глубокие морщины, скорбная складка рта. Перед нами образ мыслителя и аскета, поборника чистоты веры и затворника, подвижника идеи и страдальца.

Мозаичист, выкладывавший лик святителя, использовал широкую цветовую гамму. Он выполнил карнацию смальтой тончайших оттенков — серых, розовых, кремовых, бледно-коричневых, зеленовато-коричневых, зеленовато-серых и черных. Правую руку Иоанна выкладывал другой мозаичист, явно уступавший в мастерстве первому. Рука получилась непропорционально большой, с грубым рисунком утолщенных пальцев и без сложных цветовых переходов.

Иоанн Златоуст (между 344 и 354 — 407) родился в Антиохии, где получил блестящее церковно-научное образование под руководством язычника ритора Ливания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года Иоанн был поставлен во чтеца. После того как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако Иоанн из смирения уклонился от архиерейского сана. В этот период им были написаны «Шесть слов о священстве». Иоанн провел четыре года в трудах пустынножительства, написав за это время «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году вновь занявший свою кафедру Мелетий посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. Он оказался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от именование «Златоуст». Последующие двенадцать лет Иоанн посвятил пастырскому служению и созданию богословских трудов.

В 397 году, после кончины Константинопольского патриарха архиепископа Нектария, Иоанн был вызван из Антиохии чтобы занять его место. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Он вступил в конфликт с императрицей Евдоксией, женой императора Аркадия (395—408). Она созвала суд, составленный из иерархов, подвергнувшихся критике со стороны Златоуста, где было постановлено низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала изгнанному пастырю письмо, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос снова пробудил ее гнев. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года Евдоксия умерла.

Святитель Иоанн был сослан в Армению, а впоследствии, согласно новому указу, должен был быть переведен в глухой Питнус (Пицунда, совр. Абхазия). По дороге туда он скончался в местечке Команы, где и был погребен. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского (434—447), мощи святителя были перенесены в столицу.

«Житие Иоанна Златоуста» — одно из первых греческих жизнеописаний святых — было переведено на славянский язык болгарскими книжниками в X или даже уже в IX столетии.

Проповеди Иоанна Златоуста стали образцом восточнохристианского ораторского искусства. Его произведения имели чрезвычайно широкое хождение в Древней Руси. Пожалуй, Иоанн Златоуст был самым популярным автором русского средневековья. На Руси в XI—XII веках было известно более двухсот его «Слов», которые объединялись в сборник «Златоструй» или «Златоуст», переведенный на старославянский язык в Болгарии еще при царе Симеоне в IX веке. В монгольскую эпоху был очень распространен сборник под названием «Маргарит» (греч. — жемчуг, перл), или «Маргаритовое ожерелье», содержавший избранные поучения святого. Позднее, с XIV века, из слов Иоанна Златоуста составлялись «Измарагды», сохранившиеся в многочисленных списках.

С начала XIV века образ великого Отца Церкви прочно займет место в деисусном чине русского высокого иконостаса. Ему будут посвящены многие русские храмы и монастыри, среди них Златоустовский монастырь в Москве и знаменитая ярославская церковь Иоанна Златоуста в Коровниках.

Мировая художественная культура XI в. (вторая четверть)
Литература XI в. (вторая четверть)
Музыка XI в. (вторая четверть)
История XI в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer