Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XI в.


XI в. (первая четверть)

XI в. (вторая четверть)

XI в. (третья четверть)

XI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Петр апостол с припадающей семьей князя Ярополка. Миниатюра «Кодекса Гертруды». Между 1078 и 1087 гг. Музей г. Чивидале. Фрагмент
На одной из миниатюр «Кодекса Гертруды» изображен владимиро-волынский князь Ярополк Изяславич с женою Ириной и матерью Гертрудой, владелицей манускрипта. Изображение Ярополка прижизненное, так как он не нимбирован. В 1086 или 1087 году князь был убит наемником в междоусобной распре. Впоследствии он был канонизирован.

Миниатюра дает наглядное представление о древнерусских княжеских одеждах одиннадцатого века, которые соответствуют традиционному византийскому стилю.  подробнее

Петр и Павел апостолы. Иконa. Конец XI — начало XII вв.
В домонгольской Руси стояли сотни деревянных храмов, в каждом из которых было хотя бы с десяток икон. Значит, образов на досках существовало в этот период несколько тысяч. Но до нас дошло лишь не более сорока икон в достаточно приемлемом виде. «Петр и Павел» — самая древняя из сохранившихся икон, бытовавших в эпоху Киевской Руси. Именно с этого образа начинается история русской иконописи на досках.  подробнее

Петр и Павел апостолы. Икона. Конец XI — начало XII вв. Фрагмент: Христос и лики апостолов
Фигуры и лики апостолов выписаны объемно с помощью светотеневого моделирования. В верху иконы оплечный Спас, заключенный в сферу.  подробнее

Петр и Павел апостолы. Икона. Конец XI — начало XII вв. Новгородский музей. Экспонирование иконы
Древнейшая икона «Петр и Павел» бережно хранится в Новгородском музее-заповеднике. Для обеспечения сохранности в экспозиционных условиях ее поместили в специальную пристенную витрину. Рядом, слева, в такой же витрине чеканный серебряный оклад с иконы — прекрасный образец прикладного искусства первой половины XII столетия. Можно предполагать, что и сама икона, и оклад были выполнены в княжеских мастерских византийскими мастерами.  подробнее

Прориси инициалов. Миниатюры «Остромирова Евангелия». 1056—1057. РНБ

Кроме миниатюр, в «Остромирово евангелие» помещены разнообразные орнаменты: заставки, разделители текста и инициалы, размещенные в начале чтений и имеющих крупный размер, гораздо больший, чем обычно бывает в византийских рукописях.

Замысловатые и прихотливые инициалы мастерски выполнены. Поскольку почти каждое чтение начинается со слов «Во время оно» или «Рече Господь», многие инициалы или «В» или «Р». Однако ни один из них не похож на остальные. Все инициалы разноцветные, с причудливо переплетенным рисунком сказочных птиц, фантастических животных и человеческих лиц. Их фон исполнен золотом.

В инициалах евангелия есть мотивы, в византийских рукописях не встречающиеся: в композицию многих заглавных букв вписаны крупные маски, «личины». Все они намного больше по сравнению с величиной буквы, округлые, полнотелые, представленные в фас. Они прикреплены к букве на некоей подставке, как бы на консоли. «Личины» обладают резко обозначенной характерностью. Женские маски маловыразительны, яркая нарумяненность и наивная округлость лиц придает им радостный оттенок, а страницам книги – развлекательность.

Известный искусствовед О. С. Попова полагает, что «мотив подобных «личин», столь важный в орнаментальных фантазиях этой рукописи, не характерен для греческих манускриптов. В византийских кодексах X в. в орнамент иногда вставлялись изображения человеческого лица (наряду с птицей, рыбой, рукой и др.), но столь маленькие и так просто нарисованные, что их нельзя считать образцами и предшественниками картинных, главенствующих на листе масок Остромирова евангелия. В столь крупном эффектном виде и в столь раннее время их нет и в латинских кодексах».

См. статью Миниатюры «Остромирова Евангелия» . 1056—1057

  подробнее

Св. Георгий. Медальон с иконной рамы. XI—XII вв.
Византийские иконы зачастую вставлялись в рамы, украшенные медальонами с погрудными изображениями святых. Именно таким украшением служил медальон со св. Георгием из Метрополитен-музея. Как известно из фотографии XIX в., в раму была вставлена икона с изображением архангела Гавриила… См. ниже.  подробнее

Святительский чин. Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. Фрагмент. Правая сторона

На сохранившемся фрагменте мозаики в апсиде Софийского собора изображены греческие отцы Церкви.

См. статью.

  подробнее

Семья князя Святослава. Миниатюра «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ

Публикуемая ктиторская миниатюра состояла из двух частей. Первая часть, изображающая Христа на троне, не сохранилась. В нашем распоряжении только вторая часть композиции — княжеская семья во главе со Святославом, направляющаяся к Христу. Сам князь с женой и младшим сыном стоят впереди. Во втором ряду — четверо старших сыновей Святослава. Краски поблекли и кое-где стерлись. Фигуры выписаны в скованных позах, лица несколько однообразны и мало выразительны.

См. статью Миниатюры «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ

  подробнее

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг. Современный вид фрески
Среди фресок Софийского собора в центральном нефе находился групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. От него уцелели два фрагмента: на одном из них два младших сына Ярослава, на другом, значительно лучше сохранившемся, теперь изображены якобы дочери князя. Однако изначально здесь были представлены его сыновья: Владимир Ярославич, княживший в Новгороде, Изяслав Ярославич, которому предназначался киевский стол, Святослав Ярославич и Всеволод Ярославич. Подмена произошла из-за многочисленных неудачных «поновлений» и реставраций.

См. статью.  подробнее

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг. Общий вид фрески. Реконструкция С.А. Высотского

Ктиторская фреска с изображением членов семьи Ярослава Мудрого была написана на трех стенах центрального нефа: на южной — портреты сыновей, на северной — дочерей, в центре — Христос на троне, подле него князь Владимир, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Ярослав Мудрый подносит Спасителю модель Софийского собора.

См. статью.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer