Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XI в.


XI в. (первая четверть)

XI в. (вторая четверть)

XI в. (третья четверть)

XI в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг. Сыновья Ярослава Мудрого. Реконструкция С.А. Высотского
Реконструкция изображения сыновей Ярослава Мудрого выполнена по сохранившимся частям фрески, рисунку А. ван Вестерфельда 1651 года и фотофизическим исследованиям.

См. статью.  подробнее

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг. Ярослав Мудрый. Реконструкция С.А. Высотского
Реконструкция С.А. Высотского и художника-реставратора Ю.А. Коренюка была проведена по фрагментам фрески и рисунку А. ван Вестерфельда 1651 года.

См. статью.  подробнее

Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве. 1040-е — начало 1050-х гг. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651 г. Копия XVIII в.
На изображении, срисованном А. ван Вестерфельдом с фрески Софийского собора, отчетливо видны конические шапки с меховой опушкой на головах сыновей Ярослава Мудрого.

Средние фигуры утрачены.

См. статью.  подробнее

Собор в Бонне. XI—XIII вв.
В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило спорадический и неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики: круглые окна-розы, гурты, стрельчатые арки и т.п. Собор в Бонне относится к зданиям переходного типа.  подробнее

Собор в Дареме. XI—XII вв.
http://rubens.anu.edu.au/
Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась. Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада, как, например, в Дареме.  подробнее

Собор в Сантьяго-де-Компостела. 1077/78—1088, 1100—28. Интерьер
http://rubens.anu.edu.au/
Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела в Галисии. Перестройки XVII—XVIII вв. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер.  подробнее

Собор Великой Лавры на Афоне. XI в.
http://www.agion-oros.orthodoxy.ru/pic4/gl1.htm
Своеобразный тип храмов возник в XI в. на Афоне. Этот гористый полуостров почти на два километра возвышается над уровнем Эгейского моря. В 961 г. Афанасий Афонский, выходец из Трапезунда, создал на южной оконечности полуострова монастырь, за которым закрепилось название Великой Лавры (т.е. главной обители). Будучи в близких отношениях с императором Никифором Фокой и его преемником, Афанасий получал для обители дань, собираемую в казну с острова Лемнос. При перестройке монастырский собор обрушился, похоронив под собой самого Афанасия, и был отстроен заново в начале XI в. Архитектор, возводивший собор, воспользовался крестово-купольной схемой, прочно утвердив купол на мощных устоях — в противоположность константинопольским изящным колонкам. Но основная часть церкви получила очертания не прямоугольника, а так называемого триконха: помимо граненой апсиды на востоке, с юга и с севера храм имеет полукруглые пристройки. С запада к этому центрическому трехлистнику была пристроена широкая поперечная часть с маленькими крестово-купольными церквами-приделами по углам. Полукруглые выступы получили название хоров, что указывает на их прямое назначение: там стояли два хора, исполнявшие служебные песнопения.  подробнее

Собор Святых Отцов. Лицевой лист. Миниатюра «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ

На миниатюре лицевого листа изображен чрезвычайно обильно орнаментированный храм в ортогональной проекции. Учители Церкви выписаны фронтально в полный рост. Их фигуры приземисты и большеголовы. Лики отличаются духовной сосредоточенностью.

См. статью Миниатюры «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ

  подробнее

Собор Святых Отцов. Миниатюра «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ
На одной из страниц кодекса изображен красочно орнаментированный трехкупольный храм, символизирующий вселенскую православную Церковь. В нем собраны великие учители церкви, а также святители и преподобные. Вверху и внизу всей композиции нарисованы павлины, считавшиеся символом бессмертия верующих в Христа.

Многоцветие красок в сочетании с золотом усиливает парадность и богатство миниатюры. Похожими миниатюрами украшены еще два листа «Изборника».

См. статью Миниатюры «Изборника 1073 года»

  подробнее

Собор Святых Отцов. Миниатюра «Изборника 1073 года». 1073. ГИМ. Чертеж храма по Б.А. Рыбакову
Анализ построения изображенного храма свидетельствует об использовании древними зодчими сложных архитектурных расчетов. Эти расчеты, по утверждениям Б.А. Рыбакова, основывались на своеобразной геометрии так называемого «вавилона» (Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. – М., 1984. С.103.).

«Вавилон», видимо, являлся универсальной изначальной схемой расчета любого каменного строения. По нему велись вычисления основных параметров здания, его объема и размеров подкупольного пространства. Сам «вавилон», по мнению исследователя, был построен на ходовых русских мерах длины: сажени простой, сажени косой, полусажени, локте и пяди.

Однако, по признанию самого Б.А. Рыбакова, приведенных материалов, «разумеется, недостаточно для того, чтобы полностью раскрыть архитектурную методику древней Руси… Возможно, что „вавилоны“ и являются таким ключом к давно забытой своеобразной архитектурной математике средневековья».

Под чертежом приведена схема «вавилона».  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer