Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XII в. » СТАТЬИ


Бориса и Глеба церковь в Гродно . 1170-е гг.
Место создания Гродно, Белоруссия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография

История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Корчинский И. Древняя Каложская церковь во имя святых князей Бориса и Глеба в городе Гроде. – Гродно: Губернская типография, 1908; Грязнов В. Коложская Борисо-Глебовская церковь в Гродне // Труды Виленского предварительного комитета по устройству IX археологического съезда. – Вильна, 1893; Варсонофий [Гриневич], епископ Гродненский [и Лидский]. Церковь св. мч. Бориса и Глеба на Коложе в Гродно // Журнал Московской Патриархии. 1947. №3; Воронин Н.Н. Древнее Гродно (По материалам археологических раскопок 1932-1949 гг.). – М., 1954 (Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т. III); Раппопорт П.А. Новые данные об архитектуре древнего Гродно // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. – М., 1988; Раппопорт П.А. Русская архитектура X – XIII вв. Каталог памятников – Л., 1982 (Свод археологических источников. Вып. Е I-47); Суслов В.В. Памятники древнерусского зодчества. Вып.VI. – СПб., 1900.

Источники Пелевин Ю.А.


В конце XII столетия на далекой окраине Волынской земли, в Гродненском княжестве, сложилась вполне самостоятельная, хотя и не крупная, гродненская школа зодчества. Это было бесспорно доказано в монографии Н. Н. Воронина (Воронин Н.Н. Древнее Гродно. – М., 1954). Его исследование не потеряло своей научной значимости до сих пор.

Из построек гродненской школы отнюдь не в полном виде дошла только церковь Бориса и Глеба. Другие архитектурные памятники Галицко-Волынских земель той эпохи исчезли, оставив лишь упоминания в летописях и материал для археологов. А были величественные храмы, прекрасные дворцы, мощные крепости. Из памятников зодчества XII века в Гродно обнаружены так называемая Нижняя церковь, Пречистенская церковь, терем и неизвестная по названию стена детинца. В городке Волковыске, входившем в Гродненское княжество, раскопаны фундамент и нижняя часть неизвестной церкви. И это все.

Церковь во имя древнерусских святых страстотерпцев Бориса и Глеба поставлена по-над Неманом, в Коложе — пригороде Гродно. Имена святых совпадают с именами гродненских удельных князей Бориса и Глеба. По всей видимости, инициаторами строительства храма могли быть или они сами, или их отец — Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. Известно, что Всеволод, городенский князь, умер в 1141 году (Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1. — М., 1988. С. 422; Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750—1200. Под ред. Д.М. Буланина. — СПб., 2000. С. 450.). Последнее письменное упоминание о Борисе относится к 1151 году, а о Глебе — к 1167 году (Соловьев С.М. Указ. соч. С. 719.). Разумеется, с тех пор они могли жить еще достаточно долго. Если ктитором храма был Всеволод, то постройку нужно отнести ко второй четверти XII века. Если же гродненскую церковь строил кто-либо из братьев, то ее датировка отодвигается на третью четверть XII века или более позднее время.

Однако в ходе археологических изысканий Н. Н. Ворониным было выявлено, что монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. В самой же Волыни кирпичное строительство началось лишь в 50-е годы XII века. Позднее, видимо, в 1170-х годах, волынские строители переехали в Гродно. Таким образом, временем строительства Борисоглебской церкви можно считать 1170-е годы, а ктиторами — местных князей, или Бориса, или Глеба (Н.Н. Воронин относил храм к 1180-м гг.). Во всяком случае, храм в Коложе упомянут в «Ипатьевской летописи», в записи, повествующей о событиях 1183 года: «Городен погоре весь и церковъ каменная от блистаниия молний и шибения грома». Надо полагать, здесь идет речь о каменной церкви во имя Бориса и Глеба.

Сохранность церкви отнюдь не полная, также как и степень изученности этого уникального памятника. Борисоглебская церковь разделила судьбу многих древнерусских памятников: она не раз горела в пожарах, подвергалась частичным разрушениям, перестройкам, разорениям и запустению.

Своды храма, согласно исследованию протоиерея И. Корчинского, обрушились еще в XV веке при захвате города московскими войсками. Южная стена и половина западной обрушились в ночь с 1 на 2 апреля 1853 года в Неман из-за подмыва берега. Церковь поновили, но реставрация так и не была осуществлена.

По строительной технике коложский храм ближе всего, как уже говорилось, к зодчеству Волыни. Он воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Использовался кирпич плитняковой формы. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок (жвир), уголь и битый кирпич. Кладка стен равнослойная — все ряды кирпичей ровно выходят на фасад, а швы приблизительно равны толщине кирпича. Крепость постройки изумительная, в чем сказалось благотворное влияние византийских строительных традиций.

В интерьере церкви особую ценность представляет узорчатое покрытие пола из керамических плиток и полированных камней. В гродненском регионе так декорировались не только культовые здания, но и, например, башни кремля, что подтверждают археологические материалы. В этом глубокая самобытность гродненского зодчества XII столетия.

В 1983 году, при очистке интерьера от поздней окраски были выявлены следы срубленных арок хор, следовательно, хоры в коложской церкви располагались лишь в ее западном членении и не проходили вдоль северной и южной стен до апсид, как предполагалось предыдущими исследованиями. Насколько можно судить по оставшейся части здания, композиция храма была своеобразная: она стремилась к динамической асимметрии верхов.

Особенностью храма, которая больше нигде не встречается, является необычный декор стен. Возведенные из плинфы, они украшены сложным орнаментом из разноцветных гранитных камней, цветной майоликовой плитки и даже зеленоватых поливных блюд и чаш. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» — глиняные сосуды наподобие кувшинов.

Борисоглебский храм прославился в XVI веке чудотворной иконой «Коложской Богоматери». Она представляет собой неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Иоанна III Еленою, когда она вступала в брак с Александром, князем литовским. Чудотворная икона написана на полотне, наклеенном на доску.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть)
Литература XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть)
Музыка XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть)
История XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer