Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Боголюбская. Иконa . 1157—1158
Дерево, темпера. 185 х 105
Княгинин монастырь во Владимире
Место создания Владимир, Россия
Эпоха, стиль, направление Владимиро-Суздальская Русь
Библиография Кондаков  Н. П. Иконография Богоматери. Т.2. — СПб. 1915; Кондаков  Н. П. Русская икона. Т.3. — Прага,1931; Романова  М. В. Икона «Богоматери Боголюбской» // Искусство. 1978. № 3; Романова М. В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси // Русское искусство XII-XIII веков. — М., 1986; Масленицын  С. М. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157-1238 годы. — М., 1998.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Создание «Богоматери Боголюбской» тесно связано с историей переноса Андреем Боголюбским в 1155 году иконы Владимирской Богоматери из Вышгорода во Владимир-на-Клязьме. В возникновении нового богородичного образа наглядно воплотились православные формы сознания людей Древней Руси. Когда княжеский кортеж с иконой отправился из Владимира к стольному граду Ростову и когда кони встали так, что никакие силы не могли их заставить продолжить путь, то это было воспринято как Божие знамение. «Тогда Андрей приказал петь молебен пред иконою Богоматери, и сам, повергшись на землю, со слезами молился Пресвятой Деве и дал обет на этом месте воздвигнуть в честь Ее каменный храм, — пишет ортодоксальный историк русской церкви митрополит Макарий. — С наступлением ночи князь вошел в шатер и, продолжая свою пламенную молитву, ровно в полночь удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему не носить Ее чудотворного образа в Ростов, а поставить его во Владимире, на месте же настоящего видения соорудить храм во имя Рождества Ее и учредить обитель. Андрей немедленно заложил на том месте церковь и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Богоматерь в том виде, в каком Она ему явилась. Когда церковь была готова и освящена, князь установил в память чудесного явления Богоматери совершать ежегодно праздник 18-го июля; внес в церковь обе иконы: и принесенную из Вышгорода, сделавшуюся впоследствии известной под именем Владимирской Богоматери и вновь написанную; эту последнюю назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место, где явилась ему Пресвятая Дева, назвал Боголюбовым и сам начал прозываться Боголюбским. Потом близ новосозданной церкви и обители построил город Боголюбов и свой княжеский дом, который сделался самым любимым его местопребыванием. Все это происходило около 1158 г., когда Андрей Боголюбский был уже великим князем».

Обетная икона, написанная для князя Андрея, восходит к типу известного константинопольского образа «Богоматери Агиосоритиссы» (греч. — «святая заступница, просительница»). В каноне «Агиосоритисса» Божия Матерь пишется во весь рост, обычно развернутая на три четверти, с руками, молитвенно поднятыми по направлению к Ее Сыну, изображаемому в верхнем углу. В руке Она держит развернутый свиток с молитвой, обращенной к Нему. «Агиосоритисса» — единственный богородичный канон, в котором Божия Матерь изображается без Младенца Эммануила.

История возникновения и формирования этой иконографии крайне запутана. По Н. П. Кондакову, первые подобные изображения появились в Византии на свинцовых печатях «ранее IX—X столетия в Македонскую династию» (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2. — СПб., 1915. С. 296.). Вероятнее всего, первоначально этот иконографический тип походил на Богоматерь из деисусного чина, где Богородица также обращается к Христу с молением, и, по-видимому, неслучайно то, что деисус воспроизведен на этой иконе. В отличие от «Оранты», молящейся за весь род человеческий, «Агиосоритисса» выступает заступницей перед Богом Сыном только за избранных: правителя страны или ктитора храма, которые зачастую тоже писались на иконе припадающими к стопам Приснодевы. Но обратите внимание: на нашей иконе Андрей Боголюбский отсутствует.

Икона в очень плохом состоянии. При реставрация в 1918 году выяснилось, что первоначальный красочный слой уцелел мелкими распыленными фрагментами и образ Богородицы едва просматривается. Н. П. Кондаков, ознакомившись по фотографиям с раскрытым красочным слоем, констатировал, что «письмо это византийского характера <…> с типично греческой описью глаз, носа и губ, но, вероятно, русской работы» (Кондаков Н.П. Русская икона. Т.3. — Прага, 1931. С. 114.).

Вероятнее всего, «Богоматерь Боголюбскую» писали греческие иконописцы из окружения Андрея Боголюбского в первые годы правления князя: если не в 1157 году, то в 1158-м. Иконники могли приехать вместе с Андреем из Киева, где были налажены более тесные связи с патриаршим Константинополем и где нередко работали заезжие греки. Но возможно, как предполагает С. И. Масленицын, это был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комниной (второй жены Юрия Долгорукого) и оставшийся при дворе (Масленицын С.М. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157—1238 годы. — М., 1998. С. 49.).

Повторная реставрация, проведенная в 1963—1977 годах М. В. Романовой, подтвердившая «приемы константинопольской живописи», дала возможность виртуально восстановить колорит иконы. Утраченные участки живописи были восполнены тонировками, близкими по цвету к краскам XII века. Богоматерь предстоит в мафории кирпично-красных тонов и в темно-зеленом хитоне, который явственно выделялся на белом фоне. Пожалуй, это самая ранняя богородичная белофонная икона, дошедшая до наших дней.

Лики всех изображенных украшали венцы из благородных металлов. В мафорий Богородицы были вставлены настоящие драгоценности. На челе и плечах Девы Марии были золотые или эмалевые квадрифолии (четырехлистники). Примечательно, что глаза Боголюбской Богоматери были голубыми, тогда как по иконописной традиции они должны писаться карими.

«Богоматерь Боголюбская» — первая богородичная икона, возникшая на русской почве, хотя писал ее византийский мастер. Этому изводу предстоит долгая судьба в истории древнерусской иконописи. На протяжении веков иконописцы будут увеличивать число припадающих к ногам Богородицы, пока около нее не соберется великое множество православного люда. За этим стоит постепенное переосмысление первоначального иконного замысла: из патрональной княжеской иконы она превратилась в заступницу за весь русский народ.

Почитание иконы как чудотворной относится уже к московскому периоду русской истории. В начале XVI века икону, вероятно, приносили в Москву для починки, и с этого времени началось ее всенародное прославление. В XVII—XVIII веках отдавали предпочтение Боголюбской иконе с коленопреклоненным народом и множеством святых. Такие иконы именовались «Молением о народе». В XVIII—XIX веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; многократно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771 году. Известно несколько списков с чудотворной Боголюбской иконы, некоторые из них прославились чудотворениями.

При установлении Советской власти икону из Боголюбово-Рождественского монастыря забрали во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В наши дни «Богоматерь Боголюбская» передана в Княгинин женский монастырь во Владимире. Она стоит в особой климатической витрине-киоте в местном ряду иконостаса, крайняя слева от царских врат.

Празднование Божией Матери в честь Ее Боголюбской иконы совершается 1 июля (18 июня по старому стилю).

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XII в. (третья четверть)
Литература XII в. (третья четверть)
Музыка XII в. (третья четверть)
История XII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer