Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XII в. » СТАТЬИ


Архангела Михаила собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве . 1108—1113
Место создания Киев, Украина
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Т. 2. Памятники Киевского зодчества X- XIII вв. - М.; Л., 1961; Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач. XII в. – М.: Наука, 1987; Асеев Ю. Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве // Советская археология. 1961. № 3; Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. – М.: Искусство, 1966; Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993; История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
Источники Пелевин Ю.А.


Храм построен на средства киевского князя Святополка Изяславича. Князь неслучайно возводит церковь в честь архангела Михаила — архистратига, предводителя небесного и земного православного воинства. Святополк, получивший в крещении имя Михаила, почитал архангела своим небесным покровителем и, естественно, посвятил возведенный храм именно ему.

На протяжении всего русского средневековья архистратиг Михаил пользовался наибольшим признанием в высшей феодальной среде. Князья часто взывали к его заступничеству, начиная военные действия.

У Святослава была еще одна причина посвятить храм архангелу Михаилу. В 1103 и 1107 годах он вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями одержал две крупные победы над половцами, ожесточенную борьбу с которыми в эту эпоху вела Киевская Русь. Потому вполне закономерно, что храм, поставленный в память о воинских победах, посвящен небесному архистратигу.

Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 (1108) годом говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля». А под 6621 (1113) годом летописец еще раз упомянул храм в связи со смертью князя. Он оставил любопытнейшую запись, раскрывающую формы религиозного сознания наших предков: «Бывшее в солнце затменье предзнаменовало Святополку смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день в Вышгороде [в княжеской резиденции под Киевом], привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани [по сохранившемуся языческому обычаю покойника везли к могиле на санях в любое время года]. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил». Для датировки данного архитектурного памятника важно, что церковь к этому времени была уже построена и освещена. Вполне определенно можно утверждать: Михайловский собор был воздвигнут между 1108 и 1113 годами.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. При его строительстве применялась смешанная кладка, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы.

Храм во многом повторяет Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Это уже сложившийся строительный тип одноглавого шестистолпного храма с хорами, которые поддерживают своды нартекса. Рядом с собором располагалась четырехстолпная крещальня, что также объединяет композицию церкви с Киево-Печерским собором.

Кладка и внешние формы Михайловского храма воспроизводят особенности византийско-киевского зодчества XI века — для начала нового столетия он уже выглядел старомодным. Но впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил от восхищенных киевлян прозвание — «Златоверхий».

Святополк Изяславич не поскупился на отделку и убранство своего тезоименитого храма. Он пригласил из Константинополя первоклассных мозаичистов и фрескистов, которые украсили собор великолепными настенными изображениями, часть которых чудом уцелела. Фрески и мозаики сочетались с полами, выложенными из красных шиферных плит, инкрустированных мозаикой. Нефы от алтарной части отделяла мраморная преграда, состоявшая из колонн, резных парапетов и архитрава.

Подобно многим ктиторским церквам, связанным с определенным родом и составлявшим как бы собственность наследников, Архангело-Михайловский храм находился в распоряжении рода Святополка. Церковь стала местом захоронения самого Святополка Изяславича и нескольких поколений его потомков.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря перенес многие пожары, грабежи, войны, претерпел неоднократные починки и переделки. В 1936 году советская власть уничтожила этот уникальный и прекрасный памятник начальной истории нашей культуры.

В конце 1990-х годов Михайловский Златоверхий монастырь был отстроен заново, причем не в соответствии с научной реконструкцией храма XII века, а в перестроенных формах начала XX столетия.

Пелевин Ю.А.

 

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XII в. (первая четверть)
Литература XII в. (первая четверть)
Музыка XII в. (первая четверть)
История XII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer