Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Умиление. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля
Дерево, темпера. 52 х 38,5
Успенский собор Московского Кремля, Москва. Инв. № 5154 соб.
Место создания Новгород (?), Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Зонова О. В. «Богоматерь Умиление» XII в. из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. – М., 1972; Онаш К., Аннемария Ш. Иконы. Чудо духовного преображения. – М.: Интербук-бизнес, 2001; Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. – М.: Искусство, 1979.


В 1950-е годы в ходе реставрационных работ в Успенском соборе была обнаружена небольшая по размеру древнейшая икона, представляющая собой иконографический тип «Умиление». Икона находилась в южном пристенном иконостасе между большими образами «Богоматери Иерусалимской» XVII века и «Митрополита Петра», приписываемого Дионисию.

Богородичную икону покрывал массивный серебряный оклад 1875 года, на котором было отчеканено ее именование — «Богоматерь Акафистная». «Акафистной» она названа и в описи соборного имущества конца XIX столетия. На нижнем поле иконы читается надпись второй половины того же века: «Акафистныя Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле...ском монастыре Саввы Сербского». Здесь имеется ввиду Хилендарский сербский монастырь на Афоне, посвященный Богоматери Одигитрии. Однако древнего аналогичного богородичного образа в афонской обители, видимо, не сохранилось. Связь успенской иконы, носившей именование «Акафистной», со знаменитым Хилендарским монастырем и Акафистом Богоматери так и не установлена по сию пору. Потому в литературе не принято называть рассматриваемую икону «Акафистной», хотя традиция именует ее именно так и, разумеется, неслучайно.

Древнерусские письменные источники хранят полное молчание об этом древнейшем образе. По ряду стилистических признаков О. В. Зонова, автор публикации памятника, сближает «Умиление» Успенского собора с произведениями новгородской живописи первой половины XII столетия, предлагая датировать икону этим временем. В Успенский собор Московского Кремля икона могла попасть, как считает Зонова, в конце XV века, когда при Иване III в Москву перевозились новгородские святые, или в 50—70-х годах следующего столетия, при Иване Грозном, но никаких аргументов автор не приводит, и потому история бытования иконы еще ждет своего исследователя.

Икона содержалась в благоприятных условиях, поэтому ее отличает вполне удовлетворительная сохранность, редко встречающаяся в древнейших памятниках иконописи. В процессе реставрации выяснилось, что с момента написания иконы и вплоть до конца XVII века она не претерпела существенных поновлений, которые неизбежно приводили к деформации первичного красочного слоя.

Икона несет в себе строгие иконографические черты «Гликофилуса» — «Сладколобзающей» Богородицы. Иконописец передал нежный и тревожный образ юной матери, предугадывающей неотвратимую и трагическую судьбу своего Божественного Сына. Тема ласкающей Богоматери была столь же распространена в домонгольской Руси, как и тема праведного воителя, защищающего истинную веру и отечество. Недаром самым почитаемым в Древней Руси образом стала «Богоматерь Владимирская», к которой позднее добавились «Белозерская», «Федоровская», «Толгская», «Яхромская» и другие, где Предвечный Младенец умильно прижимается к Матери.

Иконографически икона из Успенского собора во многом схожа с «Богоматерью Донской». Но Спас Эммануил сидит на левой руке Богоматери. Вполне допустимо, что «Умиление» является списком с какого-то неизвестного нам чтимого образа, и представляет собой зеркальный перевод утраченного оригинала. С этой же почитаемой богородичной иконы списана и «Богоматерь Донская». На такое предположение наталкивает то обстоятельство, что руки младенца Христа выписаны отчасти нехарактерно для «Гликофилуса». Если бы Младенец находился на правой руке Богородицы, тогда свиток он держал бы левой рукой, а правой, как требует канон, благословлял.

«Решающая роль в формировании художественного образа успенской иконы принадлежит эффектному колориту, построенному на сочетании голубого тона, красно-коричневого и золота. Личное написано зеленоватой охрой без санкирной подготовки с постепенными, очень плавными высветлениями и подрумянкой, нанесенной сверху. Прозрачные зеленовато-оливковые притенения положены поверх основного тона охры. Интересно отметить, что высветления белка глаз Богоматери даны более холодным тоном. Таким же более холодным тоном написан и лик младенца. Легкая, едва заметная подрумянка лежит по контуру носа, отмечает внутреннюю линию век, сливаясь здесь с теневой линией. Изысканный рисунок мастера, привнося легкую асимметрию в черты лика Богоматери, придает ему особую живость и очарование» (Зонова О. В. «Богоматерь Умиление» XII в. из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси, С. 274.).

Отличительная колористическая особенность «Умиления» – голубой мафорий Пречистой Девы. Это большая редкость в древнерусской иконописной традиции.

Изображения

Мировая художественная культура XII в. (первая четверть) XII в. XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть) XII в. (четвертая четверть)
Литература XII в. (первая четверть) XII в. XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть) XII в. (четвертая четверть)
Музыка XII в. (первая четверть) XII в. XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть) XII в. (четвертая четверть)
История XII в. (первая четверть) XII в. XII в. (вторая четверть) XII в. (третья четверть) XII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer