Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в. » СТАТЬИ


Илья Пророк. Икона . Около середины XV века
Дерево, темпера. 75,5 х 56,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 12007
Место создания Новгород, Россия
Эпоха, стиль, направление новгородская школа иконописи
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М. Древнерусская иконопись. – М., 1974. С. 74, 302; Лазарев В.Н. Русская средневековая Живопись. Статьи и исследования. – М., 1970; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода: XV век. – М.: Наука, 1982; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X – начала XV века. – М., 1995; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. – М., 1963; История русского искусства. Т. 2 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. – М.: АН СССР, 1955; Новгородская икона XII-XVII веков // Альбом. – Л.: Аврора, 1980; Муратов П.П. Древнерусская иконопись в собрании И.С. Остроухова. – М., 1914.; Пунин Н.Н. Эллинизм и Восток в иконописи // Русская икона. Пг., 1914. № 3; Подлинник иконописный / Издание С.Т. Большакова. Под ред. А.И. Успенского. – М.: «Паломник», 1999; Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. – М., 1993.


Икона находилась в собрании И. С. Остроухова, которое при cоветской власти было реорганизовано в Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. После закрытия музея в 1929 году «Илья Пророк» попал в Государственную Третьяковскую галерею.

Икона вошла в научный оборот после ее раскрытия и публикации в 1914 году. «Илью Пророка» по праву отнесли к характернейшим произведениям новгородской школы, так как образ действительно вобрал в себя многие местные иконописные традиции.

На иконе, по-новгородски краснофонной, Илия изображен фронтально по пояс. В левой руке он держит красный свиток с пророчествами. Жест правой руки неопределенный: его можно понять как ораторский, но отнюдь не благословляющий крестным знаменем, так как ветхозаветный иудейский пророк не мог крестить православный люд, даже по поздним христианским представлениям, хотя Ветхий Завет усиленно адаптировался христианскими богословами.

В Новгороде Ильин день отмечался особенно торжественно. 20 июля, кроме церковного молебна пророку, устраивался крестный ход по городу из Софийского собора в церковь Ильи на Славно с чтением канонов о ниспослании дождя в бездождие, с освещением воды. Сохранился «Чиновник» Софийского собора (около 1626—1634 гг.), отражающий древние обряды, посвященные Илье и связанные с водной стихией, ему подвластной. В первое воскресение после Ильина дня процессия во главе с новгородским владыкой шла из Святой Софии на Ильину улицу в Знаменскую церковь. Оттуда с чудотворной Богородичной иконой (видимо — «Знамения») богомольцы направлялись к Волхову, садились в ладьи, плыли вниз по реке до Витки и откуда посуху возвращались в Знаменскую церковь.

Празднование Ильина дня на этом не кончалось, оно продолжалось, по народному обычаю, вне церкви — «братчиной», которая по-другому в христианско-языческой традиции называлась «мольбой». Совершалась совместная трапеза крестьян нескольких соседних деревень. Еще перед застольем освещали во храме «ильинского быка» (реже барана), сообща выращенного или купленного в складчину. Его закалывали, варили и съедали («Илье под свято»). «Не быть на этом празднестве и не получить священного мяса — считается за большой грех» (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. — М., 1993. С. 475.).

Кровью животного мазали лоб и глаза, а детям щеки, чтобы здоровье и крепость животного передались человеку. Особые магические свойства приписывались костям «ильинского быка», они способствовали, в частности, удачной охоте. Цель таких полухристианских, полуязыческих ритуалов — умилостивить кровавой жертвою пророка. А. Н. Афанасьев полагал, что в этих обрядах «уцелели остатки древних пиршеств и жертвенных приношений, совершавшихся некогда Перуну во время жатв, и как подателю земных плодородий» (Там же. С. 474). Илия Пророк, в сущности, выступал как персонифицированное воплощение сил природы.

Изображения

Мировая художественная культура XII в. (четвертая четверть) XIII в. (первая четверть)
Литература XII в. (четвертая четверть) XIII в. (первая четверть)
Музыка XII в. (четвертая четверть) XIII в. (первая четверть)
История XII в. (четвертая четверть) XIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer