Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в. » СТАТЬИ


Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ
Дерево, ковчег, левкас, паволока, темпера. 108,7 х 67,5 х 3,4
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № ДЖ-2774
Место создания Новгород, Россия
Эпоха, стиль, направление новгородская школа иконописи
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. — М., 1974; Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси // Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. Т.1 — М.: Искусство, 1967; Анисимов А. Домонгольский период древнерусской живописи / Вопросы реставрации. Вып. II.- М., 1928; История русского искусства. Т. 2 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. — М.: АН СССР, 1955; Косцова И.А. Новый памятник новгородской живописи ХIII века // Сообщения Гос. Эрмитажа. Вып. ХХIII. — Л., 1962; Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / Отв. ред. В.Л. Янин; Ред. состав. Э. С. Смирнова. — М.: Наука, 1978; Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. — М., 1969; Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи ХII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. — М., 1970; Живопись древнего Новгорода и его земель ХII — ХVII столетий. Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В.К. Лауриной. Авторы-составители В.К. Лаурина, Г.Д. Петрова, Э.С. Смирнова. — Л., 1974; Лившиц Л. Русское искусство X—XVII веков. — М.: Трилистник, 2000; Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. — М., 1937; Новгородская икона XII—XVII веков // Альбом. — Л.: Аврора, 1980; Лихачева Л.Д. Икона «Никола в житии из по госта Озерево // Сообщения ГРМ. Вып. Х. — М., 1974; Онаш К., Аннемария Ш. Иконы. Чудо духовного преображения. — М.: Интербук-бизнес, 2001; Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры ХI—ХV вв. — М.; Л., 1947; Перцев В.Н. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи ХII—ХIII вв. // Сообщения ГРМ. Вып. VIII. — Л., 1964; Порфиридов Н.Г. Два произведения новгородской станковой живописи ХIII века // Древнерусское искусство Художественная культура Новгорода. — М., 1968; Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII — начало XV века. — М.: Наука, 1976; Смирнова Э. Икона Древней Руси. XI—XVII века // История иконописи: Истоки — Традиции — Современность. — М., АРТ-БМБ, 2002; Янин В.Л. Патрональные сюжеты и атрибуция древнерусских художественных произведений // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. — М., 1973.


Икона состоит из двух липовых досок; видны следы первоначальных торцовых и набивных шпонок.

Как сообщил в частной беседе реставратор Г. О. Чириков, икона происходит из села Крестцы Новгородской губернии. В 1919 году она поступила в Музейный отдел Наркомпроса, в 1920-х годах находилась в Государственном Историческом музее в Москве. В Русский музей икону распределили в 1933 году, где она и находится поныне. Раскрыта в начале 1920-х годов.

Рассматриваемая икона свидетельствует о формировании местных новгородских традиций в иконописи после установления золотоордынского ига и сокращения связей с константинопольским патриаршеством, откуда формально управлялась древнерусская церковь.

Для «Иоанна Лествичника», как и для всей ранней новгородской иконописи, характерны лаконизм форм, подчеркнутая монументальность образов, статичность и уравновешенность фронтальной композиции. В угловатых по силуэтам фигурах с большими головами и огромными руками, в укрупненных чертах ликов сказалось упрощение византийских образчиков и переход к более прямолинейной трактовке образов.

Очень яркой особенностью новгородских икон этого времени является их красный фон. Колорит данной иконы построен на контрасте киноварного фона с изумрудно-зелеными, ярко-желтыми, синими, белыми и красно-коричневыми тонами. По сравнению с произведениями домонгольского периода цветовая гамма «Евана, Георгия и Власия» более яркая, что тоже типично для памятников новгородской ареала. Моделировка ликов исполнена постепенно высветляемыми охрами, проложенными по оставленному в тенях санкирю. Резкие контрасты света и тени подчеркнуты белильными штрихами — «дви́жками», или, по-другому, «оживками». При этом новгородские иконники писали без смешения красок, благодаря чему чистота цветов усиливала выразительность образов.

Логика выбора персонажей для иконы нам не совсем понятна. Главной фигурой является Иоанн Лествичник: он в два с лишком раза больше других (разномасштабность святых на иконах — еще одна характерная черта новгородской иконописи). Лествичник довольно редко появляется на новгородских образах. Можно предполагать, что он соименен заказчику иконы или что эта икона, достаточно большая по размерам, была храмовой в неизвестной нам церкви во имя этого святого. Георгий и Власий могли попасть на икону как тезоименитые членам семьи заказчика. Но более вероятным выглядит другое объяснение.

В Древней Руси еще с домонгольских времен нарастало поклонение христианским святым в качестве покровителей различных отраслей хозяйства, земледелия и торговли. Многие святые постепенно заменяли прежних языческих божеств, наследуя их функции. Так, севастийский архиепископ Власий, считавшийся небесным охранителем скота, сменил Велеса — покровителя богатства и «скотьего бога», а никомидийский великомученик и Божий помощник воинству святой Георгий стал почитаться в Новгороде еще и в качестве покровителя земледелия и скотоводства, вытеснив на этом поприще того же Велеса и отчасти Перуна. Культ этих двух святых в земледельческом и скотоводческом Новгороде был особенно развит (Малицкий Н.В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т. XI. Вып. 10. — Л., 1932.).

Своими безыскусственными приемами икона сходна со «Спасом на престоле с избранными святыми», происходящим также из поселка Крестцы (ГТГ). Их близость отмечалась давно. Более чем вероятно, что они вышли из одной иконописной мастерской, работавшей на широкие слои новгородского христианского люда.

Изображения

Мировая художественная культура XIII в. (третья четверть) XIII в. (четвертая четверть)
Литература XIII в. (третья четверть) XIII в. (четвертая четверть)
Музыка XIII в. (третья четверть) XIII в. (четвертая четверть)
История XIII в. (третья четверть) XIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer