Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в. » СТАТЬИ


Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча. Икона. I треть XIII века. ГТГ
Дерево, левкас, темпера. 61,5 х 146,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191
Место создания Владимиро-Суздальская Русь (?), Россия
Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1—2. – М., 1963; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X – начала XV века. – М., 1995; Лазарев В.Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII—XIII веков. (К истории иконостаса) // Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. – М., 1970; Масленицын С. Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: Изобр. ис-во, 1998; Описи московского Успенского собора от начала ХVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. Т. 3. – СПб., 1876; Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины ХIII века. – М., 1988.


«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование — «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса).

Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в ориентировавшемся на Византию православном мире. Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд расширился за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые. В Деисусе нашло зримое воплощение одна из основных целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным.

На рубеже XIV—XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас — стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.

Представленный на нашем сайде «Деисус» — самый ранний из дошедших до нашего времени из времен Киевской Руси. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, где была помещена над гробницей митрополита Филиппа. По мнению В. Н. Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518 году, когда в Москву переносили многие местночтимые образа, в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ).

О. С. Попова допускает, что «„Деисус“ возник, как и „Успение“, в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, — отмечает исследовательница, — так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе, в Новгороде или другом русском княжестве, но „Деисус“ создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви» (Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины ХIII века. — М., 1988. С. 231—232.). Известно, что церковь Богородицы (1208—1209) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских.

«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды.

В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем красно-коричневый хитон с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.

Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О. С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение — настолпная фреска „Богоматерь Студеницкая“».

Особенно выразителен лик Предтечи — пророка, аскета, изможденного пустынника — с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен вглубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к началу XIII века уже выглядел старомодным.

Изображения

Мировая художественная культура XIII в. (первая четверть)
Литература XIII в. (первая четверть)
Музыка XIII в. (первая четверть)
История XIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer