Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в.


XIII в. (первая четверть)

XIII в. (вторая четверть)

XIII в. (третья четверть)

XIII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Разрез

Церковь Параскевы Пятницы — храм «сложного типа» с вимой, полукруглой средней и прямоугольными пониженными боковыми апсидами и на высоком подклете. Сам тип постройки необычен для Новгорода.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Северный фасад

Многочисленные пожары неоднократно наносили урон Пятницкой церкви. 7 июня 1340 году случился «велик и лют пожар с бурею и вихрем», «потом же пожару и церковь та падеся». Пять лет церковь пребывала в развалинах. 1345 год стал временем ее второго рождения: «заложи владыка Василий святую Пятницу, что порушилась в великий пожар, поведением раба божия Андрея, сына тысяцкого и Павла Петровича». В том же году на день памяти святого Симеона Столпника церковь была завершена.

Храм и в дальнейшем много раз страдал от пожаров. В 1524 году церковь поновлялась при участии Дмитрия Ивановича Сыркова, видного организатора строительных работ того времени.

Архимандрит Макарий, описывая состояния церкви в 1860-е годы, отмечал, что «она была поправлена даже в текущем столетии. К ней пристроен когда-то с южной стороны придел прп. [преподобного] Михаила Клопского, а бывшая при ней деревянная колокольня сломана в конце прошлого столетия. Приписанной Дворищенскому собору она сделалась с 1724 г. Впрочем, до 1810 г. при ней был особый причт».

Между тем, церковь Параскевы Пятницы на Торгу сохранилась, несмотря на многочисленные перестройки, достаточно полно, чтобы представить ее первоначальный облик.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. План

По плану церкви видно, что она представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совсем не типично для новгородского зодчества. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше боковых, имеющих прямоугольную форму, что также нехарактерно для местных строительных традиций.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Вид с восточной стороны

Боковые апсиды Пятницкой церкви — прямоугольные. В Новгороде такая форма апсид не встречается. Аналогию можно найти только в смоленской церкви Архангела Гавриила (1180—1197).

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Реконструкция Г.М. Штендера

Неизвестный зодчий Пятницкого храма завершил основной объем традиционными закомарами, при этом подчеркнув доминирующую роль барабана, который у основания опирается на мощный постамент кубической формы.

Каждую сторону постамента украшает трехлопастный кокошник. Пониженный притвор с запада и ритмически отвечающая ему апсида с востока определенно свидетельствуют о сознательном стремлении мастера поддержать динамику верха ступенчатым построением объемов.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Юго-западный фасад

На фотографии представлен один из этапов многолетней реставрации церкви.

К основному объему Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты. Западный нартекс является реставрационным новоделом.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Нартексы (притворы)

Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для новгородского зодчества.

См. статью.

  подробнее

Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде. 1207. Вид с северо-западной стороны

Архитектоника церкви на Торгу во многом контрастирует с «каноническими» формами новгородских храмов. Особенности здания не выводимы из местных зодческих традиции и могут получить объяснение, только исходя из общерусского историко-архитектурного контекста домонгольского времени.

Исследователи давно видели прототип Пятницкого храма в смоленской церкви Михаила Архангела (Свирской). В 1960-1970-е гг. археологическими раскопками в Смоленске раскрыты остатки еще нескольких построек подобного типа. Можно с большей уверенностью, чем раньше, утверждать полоцко-смоленские истоки архитектурных форм новгородского храма.

Исследования последних десятилетий позволяют рассматривать Пятницкую церковь в еще более широком контексте. Храмы подобного типа в кон. XII – нач. XIII вв. строились в Киеве и Чернигове, Новгороде-Северском и Путивле, Рязани и Гродно, Овруче и Юрьеве-Польском и т. д. Несмотря на некоторое стилистическое разнообразие, они составляют единое архитектурное направление, в постройках которого получили отражение важные особенности национальной типологии храмозодчества.

См. статью.

  подробнее

Пизано Джованни. Платон. Около 1280
http://www.wga.hu/index1.html
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора (см. тж. «Мириам») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Пизано французской готической пластики.

Платон (428/27 до н.э. — 348/47 до н.э.) — древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. до н.э. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Платоновскую академию. В 367 и 361 гг. до н.э. вновь посетил Сицилию (в 361 г. до н.э. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки философа вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
  подробнее

Подвеска со св. Георгием и Димитрием. XIII в.
http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/
Медальон в действительности является маленьким реликварием. Крышка коробочки украшена полуфигурой св. Георгия. Святой окружен надписью на греческом, которая гласит: «[Носящий это] молится, чтобы ты был его горячим защитником во время военных сражений». По боку реликвария идет еще одна надпись: «Помазанный твоей кровью и миром». Эта надпись относится к мощам св. Димитрия, который изображен на другой стороне шкатулки лежащим в усыпальнице в посвященной ему церкви в Фессалониках. В фигуре св. Димитрия прослеживается связь с искусством крестоносцев XIII в. Панель с изображением святого по сути является откидной крышкой, за которой прячется портрет Димитрия, изображенный на золотом фоне, а также место для его мощей.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer