Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в.


XIII в. (первая четверть)

XIII в. (вторая четверть)

XIII в. (третья четверть)

XIII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Дмитрий Солунский. Икона. Конец XII — начало XIII века. ГТГ. Фрагмент

На этой иконе образ Дмитрия иконографически не типичен. Изображение построено на загадочном жесте воина: солунский воитель запечатлен в тот момент, когда наполовину вынул меч из ножен.

См. статью.  подробнее

Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199. Копия В. Прохорова. Начало 1870-х гг.

Фреска святой великомученицы Екатерина находилась в алтаре Нередицкого храма за южной дверью, где и была в начале 1870-х годов сделана с нее копия известным исследователем русской старины В. Прохоровым. А сама стенопись погибла в Отечественную войну.

О колористических особенностях фрески судить по копии весьма трудно. Между тем, изображение может служить материалом для истории иконописных женских одежд конца XII века. На далматик святой надеты оплечья, украшенные по желтому полю узорами и каменьями. Кругом рукавов ниже плеча выписаны широкие полосы также с узорами. На передней стороне одежды идет вниз широкая полоса, которая подобно священнической епитрахили надета на шею и украшена золотым шитьем. На руках великомученицы поручи — обычное украшение одежд святых жен, начиная с первых веков христианства до позднего Средневековья. Позднее поручи сохранились только в священнослужительских одеяниях.

В правой руке Екатерина держит крест как знак мученической смерти.

Во фреске Нередецкой церкви есть общность с миниатюрой новгородского Пантелеймонова Евангелия конца XII – начала XIII веков.

См. статью Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199.

  подробнее

Зеркало. XIII—XIV вв.
http://www.koreainfogate.com/

Золотая Богоматерь. Скульптура портала южного трансепта собора в Амьене. 1240—45
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/zgothic/gothic/3/spanish/index.html
До середины XVIII в. скульптура была позолоченной, отсюда и получила свое название. Для облика амьенской Богоматери характерно сочетание кокетливой грации и ликующей горделивости. Этот подвижный и галантный стиль, первоначально возникший в Реймсе (ср. «улыбающегося ангела» в скульптурной группе «Благовещение» и фигуру Иосифа из композиции «Введение во храм» в Реймском соборе), во второй половине XIII в. распространился в других районах Франции, в т. ч. в Амьене.  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ
«Еван» (так назван в надписи на иконе Иоанн Лествичник), Георгий и Власий изображены фронтально на красном киноварном фоне, что весьма характерно для ранних новгородских икон. Образная направленность иконописи Великого Новгорода этого времени отмечена лаконизмом, известной рационалистичностью и упрощенностью изображения, «примитивом».  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Лик Иоанна Лествечника
Когда-то давно две липовые доски, из которых состоит икона, были разъединены, а при стыковке их слегка подтесали, отчего часть лика и фигуры Иоанна Лествичника оказалась срезана.

Иоанн Лествичник правой рукой благославляет, а в левой, вместо традиционного по иконографическому канону свитка, держит книгу. Возможно, это Евангелие или сочинение святого отца «Лествица райская» («Лестница, возводящая к небесам») — руководство к иноческой жизни, дидактический трактат о ступенях христианского самоусовершенствования и достижения рая. Трактат призывал к аскезе и вместил в себя обширнейший опыт психологического самонаблюдения самого автора. Сочинение было переведено на многие языки, в том числе и на древнерусский, и пользовалось большой популярностью, особенно среди монахов.

Закрепившееся за Иоанном именование — «Лествичника» — происходит от названия его сочинения.   подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Святой великомученик Георгий
Святой великомученик Георгий в синем плаще (корзно), в серебристо-белых пластинчатых доспехах, красной русской рубахе с орнаментом на подоле и в красных сапожках. На голове венец с «жемчугами» и «камнями». В правой руке он держит как крест — атрибут мученика, а в левой — меч, атрибут воина. Его фигура выписана более уплощенно, чем фигура Иоанна Лествичника.

Святой Георгий почитался на Древней Руси как покровитель воинов, а в Новгороде его также считали небесным ходатаем по делам скотоводства и земледелия.  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Схема иконы
На схеме наглядно видно соотношение масштабов при изображении святых. Иоанн Лествичник в два с лишком раза больше Георгия и Власия. Знаменовали образ, то есть наносили общий контурный рисунок, с помощью прориси. Иконная доска оказалась немного меньше прориси, поэтому ноги Георгия и нимб Лествичника вылезают на лузгу.  подробнее

Иосиф. Фрагмент скульптурной группы «Введение во храм» на северном крыле центральных врат западного фасада собора в Реймсе. 1240-е гг.
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/zgothic/gothic/3/spanish/index.html
Скульптура Иосифа ярко характеризует стиль, сложившийся во второй половине XIII столетия. Порывистый и стремительный, учтиво галантный Иосиф больше похож на придворного рыцаря, обученного всем правилам светского обхождения, нежели на плотника, каким рисует его евангельская легенда. Тонкий и подвижный ум угадывается в живом лице с легким прищуром глаз, кокетливо закрученными усами и небольшой вьющейся бородкой. Характерность и своеобразная красота этого лица, весь облик Иосифа невольно заставляют вспомнить образ идеального рыцаря, каким он сложился в середине XIII в. в придворно-рыцарской среде, — гордого, дерзкого, веселого и элегантного, любезного в общении с себе подобными, способного одинаково хорошо сидеть в седле, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Этот подвижный и галантный стиль захватил во второй половине XIII в. все виды искусства и из Реймса распространился на другие районы Франции.  подробнее

Пизано Джованни. Исайя. 1285—97
http://www.wga.hu/index1.html
В книге пророка Исайи написано, что он видел Бога своими глазами. Один из окружающих Его серафимов взял горячий уголь и дотронулся им до губ Исайи, и Господь послал его проповедовать волю Божию еврейскому народу. Пророк призывал людей к покаянию, указывал им путь к спасению иудейского царства. Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, просвещали народ. Исайя много пророчествовал об Иисусе Христе. Пророческое служение Исайи началось в последний год царствования Озии, за 759 лет до Рождества Христова, и продолжалось более 60 лет. По преданию, принятому отцами церкви, Исайя по повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и его вельмож в нечестии. Пророчества Исайи отличались удивительной ясностью и точностью, поэтому его называют ветхозаветным Евангелистом.

Статуя украшала некогда фасад городского собора в Сиене, ныне хранится в музее собора. Зная, что на скульптуры будут смотреть снизу и с достаточно большого расстояния, Джованни Пизано расположил фигуры с небольшим наклоном вперед. Для придания облику святого большей остроты и выразительности мастер просверлил в его бороде целый ряд отверстий, благодаря чему богаче стала игра света и тени; это придает лицу пророка особенную экспрессивность.
  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer