Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIV в. » СТАТЬИ


Чудо Георгия о змие. Икона . Конец XIV в. ГРМ
Дерево, темпера. 58,5 х 42
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № 2123
Место создания Новгород, Россия
Эпоха, стиль, направление новгородская школа иконописи
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М. Древнерусская иконопись. – М., 1974. С. 74, 302.; Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М., 1970 С. 54-102 (особенно С. 94-99); Порфиридов Н.Г. Георгий в древнерусской каменной пластике // Сообщения Гос. Русского музея. 1964. Вып. 8. С.120-125; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода: XV век. – М.: Наука, 1982. С. 227-228; Новгородская икона XII-XVII веков : Альбом. – Л.: Аврора, 1980.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Икона «Чудо Георгия о змие» происходит из церкви села Манихино, расположенного близ устья реки Паши, притока Волхова.

Большинство исследователей (Ю. Н. Дмитриев, Н. Г. Порфиридов, М. А. Алпатов, В. Н. Лазарев) отнесли икону к XIV веку или к рубежу XIV—XV веков. В. К. Лаурина на основе стилистических признаков предложила датировать памятник, «возможно, второй половиной, или последней четвертью XV в.» (Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода: 15 век. — М.: Наука, 1982. С. 227—228.).

На иконе изображен торжествующий и побеждающий Георгий. На вздыбленном коне, привстав на стременах, он огромным копьем пронзает пасть треклятого змия. Копье вылезает через лузгу на поле иконы — чтобы подчеркнуть могущество святого воителя. Плащ Георгия развивается подобно боевого стягу. Высокое воинское седло украшено «камнями», а охряная сбруя — узорочьем.

Икона пропитана энергией красного фона. О свершении богоугодного и праведного дела говорит благословляющая Божья десница, изображенная в правом верхнем углу. О мученичестве победоносного Георгия напоминают лишь темно-охряные латы. Красный цвет — это еще и цвет мученичества. В каком бы каноне ни изображался каппадокийский великий воин, в его одеяниях всегда будет присутствовать жертвенный красный цвет.

В иконографии святого самым распространенным каноном стало «Чудо Георгия о змие». Именно здесь наиболее наглядно выражена идея воинского христианского подвига: победы Церкви над Злом, которое символизирует змий. В массовом христианском сознании праведная победа достигается с оружием в руках, через насильственное побивание Зла.

Однако по житию Георгия известно, что святой победил Змия, творящего Зло, не воинской силой, но праведным христианским словом, ибо кротость и милосердие — лучшие христианский добродетели. Церковная традиция не сохранила ни одного ратного подвига Георгия, но памятует о его мучениях за веру и чудотворной победе над сатанинским драконом.

Канон «Чудо Георгия о змие» бытовал в двух изводах. В первом варианте на иконе писалась царевна и другие свидетели чуда, известные по его житию. Второй извод представлен на данной иконе : в нем использована усеченная и более лаконичная композиция. Этот извод бытовал еще со времен домонгольской Руси: сохранился фрагмент фрески в южной апсиде церкви Георгия в Старой Ладоге (около 1167 г.). Характерно, что в русской традиции никогда не существовало икон, на которых изображались бы поверженные Георгием иноплеменники или иноверцы, но всегда писалось только вымышленное злое чудище. Позднее именно сокращенная редакция «Чуда о змие» получит наибольшее распространение не только в Новгороде, но и в других землях, и особенно в Москве, гербом которого станет изображение Георгия, побивающего змия. Этот сюжет изображался с конца XV века на мелких медных монетах — копейках.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (четвертая четверть)
Литература XIV в. (четвертая четверть)
Музыка XIV в. (четвертая четверть)
История XIV в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer