Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIV в. » СТАТЬИ


Борис и Глеб. Икона. Середина XIV века. ГРМ
Доска, паволока, левкас, темпера. 142,5 X 93,3 X 2,8
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № 2117
Место создания Московское княжество (?), Владимиро-Суздальское княжество (?)
Эпоха, стиль, направление Московская школа иконописи, Владимиро-Суздальская Русь
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. – М.: Изобразительное искусство, 1974; Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М.: Искусство, 1978; Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1980; Пелевин Ю.А. Борис и Глеб. Факты и метафакты // Отечественные записки. 2006. №2 (29); Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. – М., 1980; Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII вв. – М., 1988; Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР.1958. Т. 15; Konrad Onasch Altrussische Ikonen. Berlin, Union Verlag, 1977.
Источники Пелевин Ю.А.


Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. Из средневековой агиографической литературы мы узнаем, что благоверные князья были убиты в 1015 году по приказанию своего брата Святополка Окаянного, однако многие историки склоняются к тому, что Борис, а возможно — и малолетний Глеб, лишились жизни по наущению другого их брата — Ярослава Мудрого (Пелевин Ю.А. Борис и Глеб. Факты и метафакты // Отечественные записки. 2006. № 2 (29). С. 276—288.).

Иконография первых русских святых традиционна. Они даны в рост, в княжеских одеяниях, с крестами (символами их мученичества) и мечами в руках. Длинные туники и подбитые горностаевым и беличьим мехом княжеские корзно (плащи) покрыты золотым и серебряным шитьем с растительными и геометрическими узорами, а также орнаментом из фигур зверей и птиц. С большой тонкостью исполнены каймы одежд, пояса и поручи, равно как и отороченные соболем шапочки и красные сафьяновые сапожки, богато украшенные камнями и жемчугом.

Силуэты князей-страстотерпцев четко выделяются на сплошном золотом фоне иконы. Фигуры как бы повисают в воздухе, поскольку отсутствует позем. Это усиливает условность образов.

Стилистические особенности произведения и некоторые другие признаки связывают «Бориса и Глеба» из Русского музея с традициями византийской живописи. Выдвигалось предположение, что икона является византийской, но большинство специалистов отнесли ее к владимиро-суздальской школе. В свое время В. Н. Лазарев отметил, что характер письма ликов напоминает «Малую икону Толгской Богоматери», написанную в 1314 (?) году, и не исключал возможности исполнения иконы во Владимире, до перенесения митрополичьей кафедры в Москву (Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000, С. 82, 363.). Однако имеются свои аргументы и у тех ученых, которые отмечали сходство памятника с памятниками раннемосковской иконописи.

Икона написана большим мастером. Строгая каноничность образов сочетается в ней с литургической торжественностью и необыкновенной парадностью. Простота композиционного построения подчеркнута изяществом линейных абрисов и, главное, строгой гармонией колорита.

Пластическая трактовка формы оттеняется плоскостным узорочьем. Тончайшая тоновая нюансировка гармонирует с обилием драгоценного золота и красочной палитрой. Произведение построено на различных градациях алой киновари, фиолетовой, синеватой лазури и желтой охры с незначительными добавлениями зеленого, коричневого, черного и белого цветов, а также серебра.

Икона не имеет прямых аналогий, однако нам кажется, что перечисленные стилистические особенности позволяют связать ее с московской школой XIV века (крайне скудной по дошедшим до нашего времени памятникам). Это тем более вероятно, что раннемосковская иконопись выросла на древних традициях Ростово-Суздальской земли.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (первая четверть) XIV в. XIV в. (вторая четверть)
Литература XIV в. (первая четверть) XIV в. XIV в. (вторая четверть)
Музыка XIV в. (первая четверть) XIV в. XIV в. (вторая четверть)
История XIV в. (первая четверть) XIV в. XIV в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer