Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XV в. » СТАТЬИ


Илья Пророк. Икона . Рубеж XIV—XV веков. ГТГ
Дерево, темпера. 45 х 35
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 17298
Место создания Новгород, Россия
Эпоха, стиль, направление новгородская школа иконописи
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М. Древнерусская иконопись. – М., 1974; История русского искусства. Т. 2 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. – М.: АН СССР, 1955; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. – М., 1963; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т.1. Древнерусское искусство X – начала XV века. – М., 1995; Новгородская икона XII-XVII веков // Альбом. – Л.: Аврора, 1980; Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. – М., Л., 1947; Смирнова Э.С. Живопись Обонежья XIV-XVI веков. – М., 1967; Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. – М.: Наука, 1976; Макашина Т.С. Ильин день Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. – М., 1982; Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (Православного и старообрядческого). – СПб., 1863. Т.1; Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. – М., 1993; Подлинник иконописный / Издание С.Т. Большакова. Под ред. А.И. Успенского. – М.: «Паломник», 1999; Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. – М., 1993.


Икона «Илья Пророк» происходит из новгородской провинции — из села Ракулы, что на Северной Двине, из Покровской приходской церкви. Ее вывезла оттуда в 1920 году экспедиция И.Э. Грабаря.

Новгородским иконописцам XV столетия были свойственны фронтальные краснофонные (образ написан на киноварном фоне рыжеватого оттенка) поясные изображения Илии с длинными густыми волосами. Ветхозаветный пророк одет, как и положено, в милоть, подбитую мехом, а в руках держит свиток. Это чисто новгородская иконография Илии, ни для Византии, ни для других древнерусских земель она не характерна. Икона из села Ракулы — самый ранний сохранившийся памятник подобной иконографии. Жест правой руки пророка неопределенный, во всяком случае, не благословляющий: пальцы не сложены в крестное знамение (это было бы немыслимо для ветхозаветного иудейского пророка, даже по поздним христианским представлениям, хотя Ветхий Завет усиленно переосмыслялся христианскими богословами).

Нимб был вызолочен еще в древние времена (на нем остались следы золота), что говорит о любви и почитании, которыми Илья Пророк пользовался среди прихожан.

В Ветхом Завете, что является редчайшим исключением, дано словесное описание внешности Илии Фествитянина: «Человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (IV Книга царств, 1:8). Иконографическими признаками Ильи Пророка стали длинные ниспадающие волосы («Власы долги, по плеча»), густые усы с бородой и хитон, препоясанный кожаным ремнем (см.: Подлинник иконописный / Издание С.Т. Большакова. Под ред. А.И. Успенского. — М.: Паломник, 1999. С. 121.).

Становление и эволюция культа Ильи Пророка в Древней Руси, а также его воплощение в древнерусской иконописи изучены недостаточно. Поклонение Илие было привнесено на Русь из Византии. В константинопольской церкви Неа ему был посвящен один из приделов, где, по преданию, хранилась милоть пророка. В византийской иконографии он связывался с представлениями о преемственности Ветхого и Нового Заветов. Согласно иудейскому учению о Мессии, Илия перед концом света вернется на землю, потому в Евангелии он отчасти сближается с Христом (Мф 9:14; Лк 9:19; Ин 1:21). В церковных поучениях, произносившихся на праздник пророка, восхвалялся «Илия огненоносный Христову пришествию второй предтеча» (Цит. по: Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (Православного и старообрядческого). — СПб., 1863. Т. 1. С. 14.).

Вместе с тем Илья воспринимался первыми христианами и как прообраз Иоанна Крестителя, который, по словам евангелиста Луки, идет перед Богом «в духе и силе Ильи» (Лк 1:17).

Почитание Ильи пришло на Русь задолго до ее крещения Владимиром I. Из «Повести временных лет» мы помним, что в 945 году, после удачного похода князя Игоря на Константинополь его воины-язычники и он сам клялись, что будут соблюдать новый византийско-русский договор, именем Перуна, «а хрестеяную Русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть надъ Ручаемъ, в конець Пасынъче беседы и Козаре: се бо бе сборная церки». Ильинская церковь — первый храм Древней Руси, о котором сохранилось письменное свидетельство. И в нем, разумеется, была храмовая икона Ильи, до нас не дошедшая.

Примечательно, что в 945 году дружинники клялись или именем языческого Перуна, или в христианском храме Ильи — по всей видимости, на Руси того времени эти культы были в большой степени сопоставимы. Не случайно соборная церковь, возможно, всего дохристианского Киева была посвящен Илье: можно предполагать, что произошло перенесение представлений о Перуне на Илью Пророка. Что раньше достигалось языческим заклинанием, теперь творилось по христианской молитве.

О древнеиудейском пророке на Руси знали по переложениям Ветхого Завета в богослужебных текстах, по апокрифам и палеям, переводы которых известны на Руси с XIV века. Однако сведения о Божьих подвижниках проникали на Русь не столько письменным путем, сколько в устной форме благодаря церковным, торговым и политическим сношениям с Византией, Болгарией, христианским Востоком, и особенно — благодаря паломничеству русских людей в святые земли.

Илия (ивр. — Бог Мой Яхве) Фествитянин прославился как ревностный поборник истинной веры, живший в IX веке до Рождества Христова. В библейском повествовании описывается его чудодейственная власть над огнем и водой. В III Книге царств рассказывается, как на третий год засухи и тяжкого голода Илья совершил жертвоприношение на горе Кармил, и запылал огонь, и полилась вода. (3 Цар 18:22—38). «Небо сделалось мрачно от туч и ветра, и прошел большой дождь» (3 Цар 18:45). Ведя отшельническую жизнь на горе Хорив, Илья дважды испепелил огнем посланцев неверного самарийского царя Охозия, а ему самому предсказал смерть (4 Цар 1:9—14). При своем вознесении ударил Илия милотью по водам реки Иордан, «и распустилась она туда и сюда», и перешел он вместе с учеником Елисеем «посуху» (4 Цар 2:8).

Древнерусские христиане переосмыслили языческий культ Перуна и адаптировали иудейский культ ветхозаветного пророка. В русской христианско-языческой среде Илья завоевывает широкую популярность среди простого народа. В Новгороде и на Севере, да и в других древнерусских землях, Илья представлялся прежде всего как громовержец, от которого зависит дождь и благоприятная для земледелия погода. В древнерусских народным поверьях Илия был «подателем дождя» и «громовником», который насылает «громы и молнии», «черные тучи», «огненные пелены». Он также считался и «плододавцем», его величали эпитетом «наделяющего», в чем видны отголоски сюжета о сарептской вдовице, у которой, по изъявлению Илии, «мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3 Цар 16:14). Подобные представления были распространены не только у восточных славян, но и у их южных и западных соседей, а также у германцев.

Илие, как распорядителю над водой и погодой (и особенно грозой), приписывались так называемые «гремячие» родники и ручьи, не замерзающие зимой. Они появились якобы от ударов громовых стрел пророка или от следов копыт его огненных коней. Согласно народным поверьям, «Илья громы и грозы держит», потому, услышав гром, русский крестился и говорил: «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» (Ср. с литовской поговоркой: «Перкун едет на своей колеснице»).

День церковного поминания пророка (20 июля по старому стилю) совпадал с началом уборки урожая. Ильин день, «громовый праздник», на Руси был общепринят и широко отмечался и Церковью, и простым народом. Считалось, что Илия грозен и страшен в гневе: «Св. Илья пророк, по мнению народа, слишком строг в отношении народной распущенности, и потому народ в этот день вообще религиозен и боится его мщения огнем». Потому лик Илии на иконах особенно строг, суров и неприступен.

Особенно пророк пристрастен в отношении неукоснительного почитания своего праздника. В этот день ни в коем случае нельзя было работать. Крестьяне ревностно следили за выполнением этой традиции и наказывали виновников всем миром. Например, могли выпрясть лошадей из телег с сеном, а сбрую сообща пропить в кабаке. Но намного строже было наказание самого небесного именинника: он мог наслать проливные дожди на несобранный урожай, сжечь уже скошенное сено или даже убить ослушника молнией. С грозным и карающим Илиею связаны многочисленные запреты и в другие дни. Во время грозы, которую ниспосылает пророк, нельзя прятаться в воде или под деревом, а также стоять на меже и на дороге, где могут прятаться демоны.

Парадокс народного восприятия Илии Пророка в том, что он являлся страстным обличителем идолослужения, борцом с ветхозаветным язычеством и ревнителем Яхве, утверждая его как единственного Бога в Израильском царстве. На Руси же Илия представлялся, в сущности, магом, повелевающим природным явлениям.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть)
Литература XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть)
Музыка XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть)
История XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer