Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в. » СТАТЬИ


Богоматерь Волоколамская-Владимирская. Иконa . 1572. ЦМиАР
Дерево, левкас, темпера. 109 х 75
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. № КП 4465
Место создания Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление Московская школа иконописи
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Салтыков А.А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. – Л., 1981. С. 143; Антонова В.И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству. – М., 1974. С. 53-77; Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XV вв. – М., 1970. С. 227; Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII вв. – М., 1988. С. 304; Богоматерь Владимирская: Сборник материалов. Каталог выставки / Авт.-сост. Гусева Э., Лукашев А. и др. – М.; Авангард, 1995. С. 108-109; Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного. — М., 2007. С. 134-135. Кат. № 53.
Источники Пелевин Ю.А.


Богоматерь Волоколамская — список с общепочитаемой «Богоматери Владимирской» XII века,  выполненный по заказу думного дворянина Григория Бельского, который под именем Малюты Скуратова прославился как ближайший сатрап Ивана Грозного. В 1572 году, в год официальной отмены Опричнины, Малюта, замаливая свои злокозненные грехи, вложил икону в Иосифо-Волоколамский монастырь. На нем лежал тяжелый грех убийства опального митрополита Филиппа в Отрочь монастыре под Тверью и многие другие кровавые преступления.

Первое письменное упоминание об иконе относится к 1572 г. В «Записной книге» Иосифо-Волоколамского монастыря есть упоминание о вкладе Малюты Скуратова: «Образ местный большой Пречистые Богородицы Владимирские», а также записано его пожелание воздвигнуть в обители церковь в честь сретения Владимирской иконы, на сооружение которой им были пожертвованы деньги и получена благословенная грамота митрополита Кирилла.

Игуменом Евфимием (Турковым) между 1573 и 1575 годам (во всяком случае до 1584 года) было составлено сказание о местночтимой святыне, озаглавленное «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». В «Сказании» говорилось: «Бысть некто вельможа от царъскыя полаты славен и богат зело. Велию веру имея к Богу и Пречистей Богородицы и преподобному Иосифу чудотворцу. Милостыню многу творяше игумену и братии. И обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя. И преже основания церкви послал местную икону Пречистые. Ея ж украсил златом и сребром, и бисером, и многоценным камением, и чюдными кресты, и монисты, и злотые чепи. И Венец Ея чюдне украси, яко дивитися всем зрящим сиянию чудного того образа Богородична... И обет свой хотя исполнити, в лето 7080 (1572) месяца февраля в 26 день посылает чюдотворный той образ от веси и села своего от града глаголема Вязмы во обитель Пречистые реченнаю Иосифов монастырь» (РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128об.).

Итак, Список с Владимирской Богоматери был написан в Вязьме и оттуда принесена 2 марта 1572 г., на 2-й неделе Великого поста, в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого. Здесь ее торжественно встретил игумен обители Леонид со всею братией.

Тогда же произошло событие, которое было воспринято как чудотворение новой святыни. У слуги Малюты Скуратова дьяка Петра, несшего икону, были «бесовские помышления» и «хульные помыслы». За это он претерпел наказание: при внесении образа в Успенский собор кощунник ударился головой о железную дверь. Но исцелился после соборного молебна перед только что вложенным образом Божьей Матери.

Надвратную церковь в честь иконы Малюта воздвигнуть не успел, так как через год был убит в Ливонии при осаде замка Вайсенштайн. Его похоронили в Волоколамском монастыре, в трапезном Богоявленском храме под лестницей. Грозный царь дал в монастырь «по холопе своем» огромный вклад – 150 рублей.

Обещанную церковь построил его племянник Богдан Бельский, тоже опричник. Храм, посвященный Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, возвели с северо-западной стороны кафедрального Успенского собора. Вложенная Богородичная икона стояла у царских врат собора, здесь она оставалась и после освещения Сретенской церкви. Драгоценный оклад иконы, с камнями и жемчугом, множеством привешенных к нему украшений, подробно описан в «Записной книге» и описи монастырского имущества 1591 г. (ИРЛИ. РIV. Оп. 26. № 20. Л. 3 об.- 8).

Икона Волоколамской Богоматери по своим размерам несколько больше изначального прославленного образца. Иконописцы, делавшие список, повторили не только само изображение, но и тщательно выписали ризу, в которую он был одет в середине XVI века. Изографы также воспроизвел в красках украшенный жемчужинами венец с очельем (полукруглым лобовым щитком кокошника). Эти изобразительные детали и стали иконографическими особенности извода иконы Владимирской Богоматери.

В композицию иконы были внесены дополнения, что вполне традиционно для древнерусской иконописи. На темно-оливковых полях в медальонах выписаны архангелы Гавриил и Михаил, а внизу — по указанию заказчика, московские святые митрополиты Петр и Иона в белых, слегка тонированных ризах. При святителе Петре митрополичья кафедра Русской Церкви была перенесена из Владимира в Москву, при Михаиле Русская Церковь стала автокефальной, свободной от Константинопольского патриарха.

Приглушенный колорит исполнен скорби. Темный лик Богородицы созвучны настроениям трагической эпохи Ивана Грозного.

Несмотря на личность заказчика, образ Богоматери стал почитаться как чудотворный. Впервые об этом сказано в «Обиходнике» монастыря, составленного игуменом Евфимием в 1573-1575 годов, здесь же упомянуто, что икона «Малютина поставления». В XVI-XIX вв. икона являлась главной монастырской святыней, однако ее почитание оставалось местным и не выходило за пределы обители. Повторения иконы неизвестны.

В 1954 году икону забрали из Иосифо-Волоколамского монастыря в образованный тогда Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в экспозиции которого и она находится по сей день. В 1961 году образ реставрирован В.Е. Брягиным.

Пелевин Ю.А.

 

 

Изображения

Мировая художественная культура XVI в. (третья четверть)
Литература XVI в. (третья четверть)
Музыка XVI в. (третья четверть)
История XVI в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer