Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в. » СТАТЬИ


Богоявления церковь в селе Красное близ Костромы . 1592

Село Красное близ Костромы, Россия
Эпоха, стиль, направление Шатровый стиль
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Иванов В.И. Кострома. — М., 1978; Разумовская И.М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1989; Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1949. № 12; Раппопорт П.А. Зодчий Бориса Годунова // Культура Древней Руси. — М., 1966; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. — М.: НИИ Российской Академии художеств, 1996.
Источники Пелевин Ю.А.


В тридцати пяти километрах от Костромы, почти на самом берегу Волги, раскинулось старинное русское село Красное, известное своими ювелирными мастерскими. По одному из устных преданий, село и назвали Красным именно потому, что здесь испокон веку изготовляли красивые («красные») ювелирные украшения.

В письменных источниках село впервые упоминается в 1569 году, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов, потомок знаменитого Ф. Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Татарский князь выехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю Ивану Калите, крестился и основал в Костроме знаменитый Ипатьевский монастырь. Получив земли под городом, Чет стал родоначальником Вельяминовых, Годуновых, Черновых и других костромских боярских фамилий.

В 1567 году Костромской уезд был взят в опричнину — старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова. Красное считалось дворцовым селом и управлялось приказом Большого двора, пока не стало вотчиной бояр Годуновых.

Борис Годунов, отличавшийся пристрастием к строительству, возвел теперь уже в своем родовом имении церковь во славу Богоявления Христова. По записям клировых ведомостей, церковь датируется 1592 годом. Достоверность этого источника была обоснована П. А. Раппопортом (Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI в. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1949. № 12. С. 253.), после чего датировка памятника никогда не подвергалась сомнению.

По новой моде XVI века храм построили не крестово-купольным, а шатровым. Шатровый тип в древнерусском храмозодчестве просуществовал сто двадцать лет: от постройки знаменитой церкви Вознесения в селе Коломенском в 1532 году до запрещения шатровых храмов патриархом Никоном в 1652 году. Шатровых церквей на Руси не так уж много, а в Костромском крае она только одна.

Основную конструкцию шатровой постройки составляет четверик, на который поставлен восьмерик с шатром; высота восьмерика относилась к ширине, как диагональ квадрата к его стороне. Все сооружение завершала маленькая главка на тоненьком барабане.

В зодчестве конца XVI столетия сохранялась старая московская традиция строить храм на подклете. Богоявленская церковь также возведена на высоком нижнем ярусе. Постройка изначально была опоясана с севера, запада и юга ходовой двухъярусной галереей. Одновременность возведения двухэтажного гульбища-террасы и самого храма была доказана зондажными исследованиями И. Шевелева. С востока, также по московской традиции, к церкви примыкают два крестово-купольных придела.

Восьмерик храма разделен на три части и декорирован фальшивыми закомарами, причем их размеры уменьшаются соответственно высоте размещения. Переход от восьмерика к шатру скрыт треугольными фронтонами, в которые вписаны мелкие декоративные закомары, — прием, повторяющий центральный храм Покровского собора на Красной площади в Москве. Восьмигранный шатер Богоявленской церкви венчает главка, поставленная на высокий барабан. Храмовый декор акцентирует нарастание вертикальных ритмов здания и направляет взгляд в высь, куда устремлена вся архитектоника церкви.

Колокольня церкви Богоявления была построена в XVII столетии. Заметно, что зодчий стремился увязать новое строение со старой церковью. Это прослеживается в пропорциях шатра, в обилии открытых аркад, в декоре.

Церковь в селе Красном отличается динамичной уравновешенностью, многоплановостью и декоративностью. В ней много архитектурных элементов московского стиля: скорее всего, для ее строительства Борис Годунов пригласил московских мастеров, которые и создали выдающийся памятник русского шатрового зодчества конца XVI века.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XVI в. (четвертая четверть)
Литература XVI в. (четвертая четверть)
Музыка XVI в. (четвертая четверть)
История XVI в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer