Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVI в. » СТАТЬИ


Искусство Возрождения в Германии, XV—XVI вв.
Эпоха, стиль, направление Северное Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бенеш О. Искусство северного Возрождения / Пер. с англ. — М., 1973; Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Нидерланды, Германия и Франция. — М., 1977; Всеобщая история искусств. — Т.3. — М., 1962.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.


         В XV—XVI вв. Германия не имела постоянного политического центра. Роль столицы делили между собой несколько так называемых «имперских городов». Ахен со времен правления династии Каролингов (751—911) был местом совершения коронаций, Нюрнберг хранил в своих стенах императорскую корону и другие регалии. Император со свитой обычно переезжал из одного города в другой. Во Франции и Англии уже утвердилась почти абсолютная власть королей, германских же императоров по обычаям раннего средневековья избирал съезд князей, а корону они получали из рук папы римского. Поэтому власть германского императора была ограничена не только произволом его подданных — князей, но и притеснениями Рима. Из всех католических стран именно Германия оказалась в особенно сильной зависимости от Рима, чем объясняется обостренная неприязнь ее жителей к власти папы.
         К концу XV столетия в Германии было около трех тысяч городов, в основном небольших. Главными культурными центрами страны стали города на юго-западе страны (в Эльзасе, Франконии, Швабии, австрийских землях), а в XVI в. — в ее восточной части (Саксонии). В германских городах объединения ремесленников (цехи) играли не столь большую роль, как в североитальянских или нидерландских. Поэтому художники, принадлежавшие по традиции к ремесленному сословию, пользовались большей свободой от цеховых правил — этим объясняется их особая предприимчивость и подвижность. В Германии существовал обычай так называемых «образовательных путешествий», которые совершали молодые ремесленники различных (в том числе художественных) специальностей после того, как заканчивали обучаться у мастера. «Чему не научился дома, то перейму на чужбине», — так говорили подмастерья-живописцы, отправляясь обычно в Нидерланды или Италию.
         Художественные открытия итальянского Ренессанса приживались в Германии трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал, который часто становился знаменем борьбы против безнравственности и корыстолюбия церковных и светских владык.
         У истоков немецкого Возрождения стоит живописец и гравер Мартин Шонгауэр (1435/1440—1491), чье искусство оказало значительное влияние на последующих мастеров немецкого Ренессанса (Альбрехта Дюрера и др.).
         Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был Альбрехт Дюрер — живописец, рисовальщик и гравер, теоретик искусства. Особенно много и плодотворно Дюрер работал в гравюре, в общей сложности создав около трехсот пятидесяти рисунков для гравюр и сто гравюр на меди. Среди них три так называемые «Мастерские гравюры» («Всадник, Смерть и дьявол»), в которых мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. Впервые в немецком искусстве Дюрер изобразил мифологический сюжет и обнаженную натуру; художник создавал пейзажи как самостоятельный жанр, исполнял аллегорические и библейские картины, монументальные алтарные композиции. Картина «Праздник четок», созданная им по заказу венецианских купцов из Германии, принесла Дюреру восторженное признание искушенных в живописи венецианцев. Дюрер является одним из величайших портретистов в мировом искусстве и автором первого в Европе автопортрета.

         В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли католической Церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер считал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может отвечать перед Богом лишь за себя. Это было воспринято как прямой вызов папе римскому. Лютер был отлучен от Церкви, однако его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствовали выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лукас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведенной Лютером на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.
         Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движение, которое боролось с католической Церковью. Позднее Реформация привела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство. Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со стороны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призывали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свершится Царство Божие на земле. В 1525—26 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Повстанцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драматические события отразились на судьбах немецких мастеров первой половины XVI в.
         Трагический эмоциональный накал эпохи нашел отражение в творчестве Матиса Нитхардта, с XVII в. ошибочно называемого Грюневальдом. Творчество Нитхардта тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнились антифеодальным бунтарским содержанием. В центральном произведении Нитхардта —девяти частях Изенхеймского алтаря — полные спиритуализма, трагического напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы. Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветленным, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»).
         В первой половине XVI в. в Баварии работал Альбрехт Альтдорфер, крупнейший представитель так называемой дунайской школы, для мастеров которой характерна нетрадиционная трактовка христианских и иных сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение («Битва св. Георгия с драконом»). Альтдорфер написал первую историческую картину в истории искусства Северного Возрождения («Битва Александра»). Альтдорфер был одним из основоположников пейзажа как самостоятельного жанра («Дунайский пейзаж»).
         В первой половине XVI в. в Виттенберге при дворе курфюста Фридриха Мудрого работал Лукас Кранах Старший, живописец и гравер, замечательный мастер портретного жанра. Сторонник Реформации, Кранах иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно рисовал и писал портреты основоположника и видного деятеля Реформации Мартина Лютера. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника.
         Деятельность последнего из крупных немецких живописцев XVI в. — Ханса Хольбейна Младшего — протекала, в основном, вне пределов его родины. Хольбейн работал в Базеле (Швейцария), Милане (Италия), а в 1532 г. художник поселился в Лондоне (Англия). Хольбейн много и плодотворно работал в ксилографии (в общей сложности он создал свыше 1200 печатных досок), однако в историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Хольбейн известен также как мастер миниатюры. В Германии искусство Хольбейна не нашло прямых последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского и всего западноевропейского портрета. Творчество Хольбейна — одна из вершин художественной культуры Возрождения и мирового портретного искусства.

         Идейные битвы Реформации расшатали средневековые основы Возрождения в Германии. Иконоборческое движение, прокатившеся в 20-е гг. XVI в. по Швейцарии, Эльзасу, Вестфалии, нанесло церковным памятникам не меньший ущерб, чем в Нидерландах (см. статью «Искусство Возрождения в Нидерландах. XIV—XVI вв.»). Вожди немецкой Реформации не отрицали религиозного искусства, но чаще всего они были к нему равнодушны. Мартин Лютер писал, что ему безразлично, есть или нет в церквах картины и статуи. Однако добавлял: «Хотя лучше, если бы их вовсе не было». Протестанты, впрочем, прибегали к изобразительному искусству для проповеди нового учения. Итогом совместного творчества богословов и художников стали сложные и надуманные картины — аллегории, унылые иллюстрации к протестантской проповеди. Немецкие католические художники, подчиненные предписаниям церкви, также утратили вкус к творчеству.

Мировая художественная культура XV в. XVI в.
Литература XV в. XVI в.
Музыка XV в. XVI в.
История XV в. XVI в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer