Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Федоровская со сказанием о чудесах. Иконa . 1680-е гг. Костромской музей-заповедник
Дерево, левкас, темпера.
Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Место создания Кострома, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. — М., 1976. С. 155—156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1981. С. 50—54, 62—63.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Икона «Федоровская Богоматерь со сказанием о чудесах» в двадцати клеймах была найдена в 1960 году С. И. Маcленицыным в подвале Спасской церкви на Запрудне в Костроме и через шестнадцать лет им же была опубликована (см.: Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. — М., 1976. С. 155—156.).

По стилю письма В. Г. Брюсова предположительно атрибутировала икону Гурию Никитину и его ученику Василию Козьмину (Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1981. С. 62.). Гурий Никитин — выдающийся поволжский иконописец, который также владел техникой книжной миниатюры и фресковой монументальной росписи.

Колорит иконы «Федоровской Богоматери» действительно характерен для Гурия Никитина. В ней преобладают излюбленные мастером сочетания киноварно-розоватых цветов, золотистой охры, голубца, белого и пурпурно-коричневого. В иконе также использованы свойственные Гурию Никитину декоративные приемы: орнаментация одежд, усложненное палатное и пейзажное письмо.

Представленная икона — список с прославленной святыни Костромы «Богоматери Федоровской» 1239 года. Иконографическая особенность данного извода «Гликофилуса» — «шагающие ножки» Богомладенца. Возможно, в иконе «Владимирской Богоматери» положение ног Христа изначально было таким же.

Облик Богородицы в среднике иконы строг и суров, он отмечен благородством и скорбной печалью, что в богословско-дидактическом понимании этого образа означает предчувствие скорбных страданий Сына. Христос-младенец с тонкими обнаженными ножками выглядит хрупким и беспомощным, он доверчиво прижался щекой к Матери.

В клеймах рассказывается история чудотворной иконы «Богоматери Федоровской». В них много бытовых подробностей и деталей. Они переполнены многолюдьем: на фоне изукрашенных храмов и палат — князья, бояре, священники, воины, горожане и босоногие ребятишки. Изображения нарядны и красочны; фоны, пробела на одеждах и контуры фигур исполнены золотом. Все это — характернейшие приметы русской иконописи XVII столетия. В клеймах, собственно, повествуется не только о чудотворениях Богородичной иконы, но также ведется живой и красочный рассказ о жизни костромичей.

В первом клейме Федор Стратилат приносит в город икону Богоматери, потому она и называется Федоровская. Иконник тщательно выписывает крепостную стену, которая отнюдь не соответствует исторической реальности изображаемой эпохи. Из окон, как во все времена, выглядывают любопытные горожане. В следующем клейме костромской князь Василий Ярославич во время охоты находит на дереве образ Богоматери. Князь в богатом расписном плаще, вокруг дерева прыгают гончие собаки, с лаем кидающиеся на обретенную икону.

Далее мастер выписывает процессию костромичей во главе с архиереями, переносящими чудотворную икону в соборную церковь. Потом следует пожар в церкви Федора Стратилата. Прихожане спасают церковную утварь, священник находит на пепелище икону «Федоровской Богоматери» невредимой. Затем идут клейма со сценами молебна по случаю обретения иконы, а затем о заступничестве при сражении с татарами.

Создатель иконы не забывает рассказать о битве у Святого озера и о победе русского воинства, состоявшейся благодаря чудотворной силе иконного образа. На переднем плане — князь-победитель Василий Ярославич, у ног его коня поверженные татары. Тут же икона Богоматери, от которой, по «Сказанию», исходило огненное пламя. В благодарственном молебне детально выписан народ Божий — взрослые и дети, одетые по случаю праздника в белые рубашки; ребята повернуты лицом к иконе и спиною к зрителю. Цикл клейм заканчивается композицией Покрова Богоматери, символизирующей покровительство, которое Царица Небесная оказывает Костроме.

Костромская икона «Богоматери Федоровской» по своей стилистике во многом типична для поволжской иконописи XVII столетия.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer