Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Видение Иоанна Лествичника. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре . 1652—1653

Кострома, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1981; Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913; Баженов И. Костромской Ипатьевский монастырь. — Кострома. 1909; Разумовская И.М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1989.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».

Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525—606 гг.) — великий христианский подвижник и отшельник. Он принял постриг в обители на Синае и провел в уединении более сорока лет. Будучи игуменом Синайского монастыря, Иоанн написал знаменитую и популярную во всем христианском мире «Лествицу райскую», за что и получил в церковной истории именование Иоанна Лествичника. В своем сочинении он рассматривал монашескую жизнь как непрерывное духовного очищения человека и описал тридцать степеней восхождения в Царствие Божие. Характерно, последней, высшей степенью он считает «любовь». Описание этой ступени монашеского совершенства он начал фразой: «Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге».

Иоанн Лествичник был широко почитаем русским православным людом. Свидетельством тому служит посвященный ему столпообразный храм в Московском Кремле, известный как колокольня Ивана Великого.

Сочинение Иоанна Синайского послужило материалом для иконописи: в Византии сложился канон «Видение Иоанна Лествичника», который был достаточно распространен и в Древней Руси, особенно в монастырских фресковых росписях.

Представленная вашему вниманию фреска Троицкого собора была создана, видимо, в 1652—1653 годах. Она много раз поновлялась, в Советское время была отреставрирована и расчищена. В результате красочный слой сохранился с большими утратами, однако о первоначальной композиции можно судить вполне определенно.

Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев успешно искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.

Вся нижняя часть фрески занята сценами искушения мнихов. Бесы их поят брагой и приводят им на блуд «непотребных жен». В правом углу выписаны монахи-заговорщики, а над ними вьются вороны, в которых, надо понимать, вселились бесы, — оригинальная изобразительная находка иконников.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer