Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Курская Коренная. Икона. Конец XVII — начало XVIII в. ГТГ
Дерево, левкас, темпера. 42 х 35
Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 14895
Место создания Курск, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М., 1901; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М.: Терра, 1993; Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992; Серафим, епископ. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах ее. — Нью-Йорк: Новая Коренная пустынь, 1955; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ее милостях роду человеческому / Сост. Поселянин Е. [Погожев Е.Н.]. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (Репринтное переиздание); Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А.А. Воронов, Е.Г. Соколова. — М., 1993; Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. — М.: Радуница, 1999.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – http://cherksoft.narod.ru/mut99.htm


В XIII столетии Русь лежала в руинах татарского погрома, а на выжженной и разграбленной Курской земле диким местом стал ее главный город Курск. Жители уцелевшего от разора в этом краю города Рыльска ходили сюда охотиться на расплодившихся зверей. Однажды один охотник неподалеку от Курска, на берегу реки Тускарь увидел лежащую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз. Зверолов поднял образ и увидел, что его изображение подобно иконе Знамения Новгородской… И в тот же миг из места, где икона лежала, вдруг забил источник. Было это 8 сентября 1295 года.

Охотник построил тут небольшую деревянную часовню и держал в ней новоявленный образ Богоматери. Икона продолжала прославляться чудотворениями, жители Рыльска зачастили сюда. Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город, где ее торжественно встретил народ. Однако Шемяка не пошел на эту встречу и внезапно ослеп. Князь стал каяться — получил исцеление. Шемяка воздвиг в Рыльске церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда поставили Чудотворную Икону, и в день ее явления — 8 сентября — установили ежегодное празднование.

Однако икона стала чудесным образом из рыльского храма исчезать, и каждый раз ее опять обнаруживали на речке под Курском, где она впервые явилась у древесного корня. Тогда сообразили, что Богоматерь благоволит к месту обретения иконы. Не стали больше из часовни образ трогать, к Курской началось многочисленное паломничество богомольцев. Молебствия совершал добровольно пришедший сюда и заживший в подвижничестве благочестивый священник, которого прозвали Боголюб.

В 1383 году на Курщину вновь пришли грабить и убивать татары Золотой Орды. Часовню со знаменитой иконой они решили на глазах батюшки Боголюба сжечь, обложили хворостом. Подносили огонь, но он не воспламенялся. Басурмане списали это на волшебство Боголюба, начали его терзать, а он лишь многозначительно указывал им на икону Божией Матери. Тогда татары бешеными ударами разрубили икону надвое, разбросали две ее половины по сторонам, сразу удалось запалить и часовню. Храм быстро сгорел, отца Боголюба погнали в плен.

В полону батюшка Боголюб христопродавцем не стал, возлагал упование на Пресвятую Богоматерь. Не зря надеялся: однажды пас хозяйских овец да молитвы и славословия пел в честь Богородицы. Его услыхали приехавшие к хану послы Великого князя Московского и выкупили.

Вернулся отче на свое прежнее курское место. Нашел расколотые басурманами части Чудотворной Иконы. Сложил их вместе… они тотчас срослись, только по бывшему расколу показалась влага «аки роса», как гласит предание. Жители Рыльска, вновь вдохновленные чудотворениями иконы, опять перенесли ее к себе в город, но опять Курский-Коренной образ Богоматери возвратился на место своего явления. Тогда снова отстроили для удивительной иконы часовню, в которой она пребывала около двухсот лет.

Повелением московского царя Феодора Иоанновича город Курск был восстановлен в 1597 году. Благочестивый государь, наслышанный о чудесах иконы, устроил ей торжественную встречу в Москве. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатой ризой, образ вставили в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками по бокам. После этого икону вернули на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни, заложенной еще аввой Боголюбом, основали монастырь, названный Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева, и воздвигли церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же и над источником, что образовался при обретении иконы, под горою, у самой реки Тускари поставили храм в честь «Живоносного источника».

Следующим лихолетьем в этих местах было нашествие крымских татар: икону из Коренной пустыни для безопасности перенесли в Курск в соборный храм, а в монастыре оставили с нее точный список. Потом русские правители не скупились на знаки внимания по отношению к Курской-Коренной иконе. Борис Годунов много жертвовал ценностей на ее украшение, даже Дмитрий Самозванец демонстрировал почитание святого образа и поставил икону в царских хоромах, где она осталась до начала XVII века. Несмотря на отсутствие Чудотворной Иконы в Курске, Богоматерь опекала город. В 1612 году польский военачальник Жолкевский осадил его, и часть горожан увидела, что Богоматерь вместе с двумя светлыми иноками осеняет Курск. Поляки наблюдали это как явление на городских стенах Жены с двумя светлыми мужами, которая грозила осаждавшим захватчикам. Защитники Курска дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и хранить в нем Чудотворный Образ — враги вскоре отступили.

В благодарность Небесной Заступнице куряне устроили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и в 1615 году особо били челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы из Кремля вернулся к ним Чудотворный Образ. Так в 1618 году икона Курской-Коренной Богоматери вновь оказалась на своей «родине» и пребывала в соборе Знаменского монастыря.

Для благословения донских казацких войск Чудотворная Икона в 1676 году «выезжала» на Дон. В 1684 году от государей великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей прислали в Коренной монастырь список с этой иконы в серебряном позолоченном окладе, они повелели носить эту копию в походах православных воинов. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова другой список с Курской-Коренной, вставив его в серебряную позолоченную раму.

Народная вера в чудодейную силу этой иконы была такова, что появилось и отребье, решившее ее уничтожить. Ближе к отчаянным временам русских революций во время всенощного богослужения злодеи заложили к подножью иконы Богоматери «адскую машину» — разрывной снаряд с часовым механизмом… Во втором часу ночи в пустом храме он сработал: от взрыва дрогнули даже стены монастыря! Братия бросилась в собор и замерла при виде ужасных разрушений. На куски разнесло чугунную позолоченную сень над иконой; ее тяжелое мраморное подножье из нескольких массивных ступеней отлетело и разбилось на части; большой мощный подсвечник перед иконой далеко отброшен. Близ ее окованная железом дверь искорежена и выперта наружу, от дверного косяка по стене — гигантская трещина; все соборные стекла вплоть до верхних в куполе выбиты… Но икона была цела! Курская-Коренная была совершенно невредимой, даже с целым стеклом на ее киоте… Хотели уничтожить святыню, а послужили только к еще большему прославлению образа.

Следующее нападение на образ Небесной Заступницы, понятно, произошло вскоре после октябрьского переворота. 12 апреля 1918 года в Курске, находившемся под властью большевиков, Чудотворную Икону украли средь бела дня из Знаменского собора. Розыски, продлившиеся до мая, были безуспешны. А недалеко от собора жила белошвейка со старой матерью, три дня они уже сидели голодными в Курске, который снова дичал, как когда-то после нашествия ордынцев. 3 мая девушка чуть свет пошла к базару, чтобы разжиться хоть куском хлеба. Проблуждала зря, и к десяти часам утра совсем обессиленная возвращалась, как что-то заставило ее приостановиться около колодца.

Предание гласило, что колодец этот выкопал в юности еще преподобный Феодосий Печерский, и потому воду здесь всегда освящали в день Преполовения. Белошвейка увидела на обрубке колодца что-то завернутое в мешок… Возможно, съестное? Открыла сверток — там две иконы. Женщина об этом закричала, к ней подходит священник из проходящей рядом похоронной процессии. Батюшка опознал в находках Чудотворную Курскую-Коренную Икону Божией Матери и ее список, с которых ободрали воры богатые ризы.

В сентябре 1919 года освободили Курск части Добровольческой армии генерала А. И. Деникина. Среди бравших город белых был и воин, ставший впоследствии Архиепископом РПЦЗ [Русской Православной Церкви Заграницей — прим. ред.] Брюссельским и Западно-Европейским Серафимом, он в «Православной Жизни» № 9 за сентябрь 1954 года рассказывал: «Во главе команды разведчиков я одним из первых ворвался в город, пройдя известными мне закоулками в тыл большевиков… Вскоре после взятия Курска по приказанию генерала Кутепова начато было официальное расследование большевицких зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание Дворянского собрания, где помещалась страшная Чека. И в чекистской помойке, куда посторонним, конечно, решительно не было никакого доступа, были найдены… два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на Чудотворной Иконе и ее списке в день похищения».

В конце октября добровольцы отступили, увозя Чудотворную Икону от безбожников. Двенадцать иноков монастыря Знамения Пресвятой Богородицы перенесли ее в Белгород, потом повезли вместе с отступающей Белой армией на юг, останавливаясь в Таганроге, Екатеринодаре, Новороссийске. Почетный председатель Высшего Церковного Управления на юге России митрополит Антоний (Храповицкий) благословил вывезти Курскую-Коренную за пределы России.

Первого марта 1920 года епископ Феофан Курский на пароходе «Святой Николай» привез икону в древнюю столицу Сербии город Ниш. Четыре месяца затем икона пробыла в сербском местечке Земун, а в сентябре 1920 года генерал барон П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в белый Крым — его Русской армии, сражающейся с большевиками на последних пядях свободной земли Отечества. Там прибывшая Курская-Коренная икона Богоматери светила воинам до 29 октября 1920 года, когда ровно через год после оставления иконой родного Курска образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией.

Икона вновь прибыла в гостеприимное Королевство сербов, хорватов и словенцев, как тогда называлась Югославия, и с благословения сербского патриарха Димитрия пребывала вместе с епископом Феофаном Курским в сербском православном монастыре Язка на Фрушковой горе. С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала барона П. Н. Врангеля, который после его кончины в 1928 году был похоронен в этом храме.

С благословения Архиерейского Синода РПЦЗ, епископ Феофан вывозил Икону-Одигитрию в различные места Русского рассеяния. Во время Второй мировой войны в Белграде под бомбежками она помогала всем молитвенно к ней прибегавшим. В 1944 году Чудотворную Икону снова повезли от наступающей Красной армии и остановились с нею в Вене, потом — в Карлсбаде, вместе с эвакуированным сюда Архиерейским Синодом РПЦЗ. Весной 1945 года икону Курской-Коренной Богоматери перевезли в Мюнхен, откуда она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австри;ю и многие германские города и лагеря.

Переместившись в США, Чудотворная сначала постоянно пребывала на Подворье Архиерейского Синода РПЦЗ, названном в честь своего «тезки» курского монастыря — «Новой Коренной пустынью». Находится пустынь в местечке Махопак в шестидесяти милях от Нью-Йорка. Имение было подарено князем и княгиней Белосельскими Русской Зарубежной Церкви в 1948 году.

Теперь же можно видеть Чудотворную Курскую-Коренную Икону Божией Матери — Руководительницу, Покровительницу и Защитницу былой РПЦЗ в нью-йоркском Синодальном соборе РПЦЗ(Л)

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть)
Литература XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть)
История XVII в. (четвертая четверть) XVIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer