Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Архангел Михаил, попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ
Дерево, паволока, левкас, темпера. 23 х 20
Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 25519
Место создания Москва, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Т. 2. – 1963; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984; Грабарь И. Симон Ушаков и его школа // Он же. История русского искусства. т. VI. – М., 1914; Данилова И.Е., Мнева Н.Е. Живопись XVII века // История русского искусства. Т. IV. – М., 1959; Еремина Т.С. Царский изограф // Она же Мир русских икон. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002; Леонов А.И. Симон Ушаков. – М.-Л., 1945; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. – М., 2003; Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. – М., 1997; Сырчин М., протоиерей. Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века // Журнал министерства просвещения. 1886. № 12; Тренев Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Божьей Матери в Москве. – М., 1903; Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания. // Мастера искусств об искусстве. – М., 1969; Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. – М., 1873; Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. – М., 1999.
Источники Текст – Пелевин Ю.А.


О публикуемой иконе искусствовед Т.А. Ананьева писала: «К середине 70-х годов статичность и уравновешенность, свойственные произведениям Ушакова, начинают уступать стремлению передать движение. Фигура архангела в иконе «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676) заметно наклонена вперед, широко распростерты тяжелые мощные крылья. Высоко подняв правую руку с мечом, в левой он держит «сферу», атрибут архангелов Михаила и Гавриила. Выражение лица спокойно, но сурово. Как бы подчеркивая динамичность этого мужественного образа, в отдалении, в светлой дымке, на холмах — смутные очертания неподвижных фигур святых. Внизу слева художником изображена небольшая фигурка «простого смертного» в одежде обыкновенного посадского, с благоговейно сложенными и прижатыми к груди руками.

Этим сопоставлением художник, несомненно, подчеркивает величие грозного архангела, под ногами которого в «поземе» угадывается круглящаяся поверхность земного шара. Изображение повергнутой «нечисти» почти сливается с землей.

Произведение невелико, но по силе образа удивительно монументально. В нем отразились раздумья мастера о реальных событиях, связанных с борьбой против недругов. О чем оно говорит? О бренности бытия? О зависимости людей от грозных сил? Оно содержит прославление подвига, уверенность в торжестве победы. Знаменательно введение в икону образа обычного человека (одно время даже считали, что это автопортрет Ушакова). В скромной фигурке посадского можно искать какое-то иносказание, однако с особой силой здесь сказываются черты времени: внимание к личности, уже заявившей о себе.

Икона «Архангел Михаил, попирающий диавола» написана в характерной для Ушакова цветовой гамме, с разделкой золотом яркого цвета одежды. Обращает внимание интерес художника к передаче объема, что особенно заметно в фигуре архангела» (Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971. С. 8-10.)

Об изображенных на иконе лицах весьма ценны замечания И.Я. Порфирьева, прекрасного знатока древнерусской литературы и культуры:

«Грешному, злому началу, представленному здесь в образе сатаны и дьяволов, распростертых на поверхности земного шара, противопоставлен иной мир, светлый, небесный, олицетворенный здесь в образах четырех евангелистов, основателей христианского учения, византийского императора Константина — первого императора, признавшего христианство официальной религией, и Феодора Стратилата. Изображение последнего, без сомнения, было вызвано тем, что этот святой был соименный царю Феодору Алексеевичу, вступившему на престол как раз в год написания иконы (1676). Художник, изображая византийского императора рядом с Феодором Стратилатом, под которым подразумевается русский царь, проводит в иносказательной форме идею о наследовании власти византийских императоров московскими царями.

Политический смысл вкладывал художник и в другие детали композиции. Таким образом, по-видимому, Симона Ушакова интересовал архангел Михаил не только своей ролью победителя сатаны, но и как покровитель в военных делах, так как в год вступления на престол царя Феодора Алексеевича назревала война с турками.

Фигура молодого человека в одежде простолюдина вряд ли изображает донатора [здесь заказчика] или самого художника. Вероятнее всего, что образ человека навеян апокрифической литературой, пользовавшейся в эту эпоху в народе большой популярностью. В «Палее» Соловецкого монастыря (конца XVI — начала XVII в.) записана легенда о сотворении и падении ангелов. В этой легенде к основной сюжетной канве, взятой из Ветхого Завета, добавлен рассказ о том, что человек создан вместо низверженного с неба архангела Сатанаила, превращенного в сатану: „с падшего же место чина 10-го умысли сотворити человека" (Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. – СПб., 1877. С. 21, 31). По-видимому, в этом сказании и следует искать разрешения вопроса об изображении человека на данной иконе.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer