Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ
Дерево, паволока, левкас, темпера. 105 х 62
Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 28598
Место создания Москва, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Т. 2. – 1963; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984; Грабарь И. Симон Ушаков и его школа // Он же. История русского искусства. т. VI. – М., 1914; Данилова И.Е., Мнева Н.Е. Живопись XVII века // История русского искусства. Т. IV. – М., 1959; Еремина Т.С. Царский изограф // Она же. Мир русских икон. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002; Леонов А.И. Симон Ушаков. – М.-Л., 1945; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. – М., 2003; Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. – М., 1997; Сырчин М., протоиерей. Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века // Журнал министерства просвещения. 1886. № 12; Тренев Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Божьей Матери в Москве. – М., 1903; Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания. // Мастера искусств об искусстве. – М., 1969; Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. – М., 1873; Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. – М., 1999.
Источники Пелевин Ю.А.


Икона писалась в 1668 году царским иконописцем Симоном Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе.

В средней части кремлевской стены надпись: «Писана сия икона от сотворения света текуща под солнцем 7167 [1668] лета во дни благочестиваго и христалюбиваго государя царя и великаго князя Алексея Михайло[ви]ча, всея Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца». В левом нижнем углу продолжение надписи: «А писал сии образ его государев зограф Пимин, зовомый Симон Ушаков». Из этой приписки следует, что изограф полностью писал весь образ без помощников.

В своем творении С. Ушаков считал себя призванным прославить православную церковь и московскую государственность. Всю нижнюю часть иконы занимают стены и башни Московского Кремля, переданные с документальной точностью. За стенами в центре изображен московский князь Иван Калита, собиратель русских земель, и митрополит Петр, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они насаждают огромное древо с виноградными лозами и цветами, корни которого уходят в твердыню православия — Успенский кафедральный собор «всея Руси».

Символическое древо несет в своих ветвях цветные медальоны. В центральном большом медальоне – Богоматерь Владимирская. На каждой стороне древа по десять медальонов. Слева изображены отечественные высокопоставленные светские и церковные деятели: царевич Дмитрий Углический, цари Феодор Иоаннович и Михаил Федорович, патриархи Филарет, Иов, московские митрополиты Филипп, Фотий, Иона, Киприан, Алексий. Справа размещены русские святые: юродивые Ивана «Большой колпак», Василий Блаженный, Максим Блаженный, преподобные Андроник, Симон, Пафнутий Боровский, Сергий Радонежский, Никон Радонежский, а также благоверный князь Александр Невского. Все они держат в руках свитки с текстами из Акафиста Богоматери – торжественной похвалы Пречистой Деве, уподобленной божественному древу.

За кремлевскими стенами слева от Спасской башни с курантами видна фигура царя Алексея Михайловича, правителя Российского государства во время написания иконы. Справа у Никольской башни — царица Мария Ильинична с царевичами.

В облаках изображен Иисус Христос, передающий через ангелов московским государям корону и богородичный покров, оберег русской земли. По сторонам Христа надписи, среди которых есть такая: «Буди мне верен до смерти и дам ти венец живота [жизни]». Возможно, эти слова обращены к царю Алексею Михайловичу, как наставление.

Для создания этой своеобразной идеологической композиции использованы иконографические варианты «Похвалы Богоматери» (Богоматерь в центре, пророки со свитками по сторонам) и «Древа Иессеева» (родословное древо Христа с его предками «по плоти»).

Икона написана корпусным наложение красок по золотистому подмалевку. Это придает всей красочной гамме жесткость эмалевых тонов. Лица исполнены в «живоподобной» манере. Изображение Богоматери отличается большей иконописной схематичностью и каноничностью.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer