Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Богоматерь Новоникитская. Икона С. Ушакова и С.Милютина. 1677–1678. Музей «Московский Кремль»
Дерево, левкас, темпера. 111 х 76
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Инв. № 1807 соб., Ж-1244/1
Место создания Москва, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984; Грабарь И. Симон Ушаков и его школа // Он же. История русского искусства. т. VI. – М., 1914; Данилова И.Е., Мнева Н.Е. Живопись XVII века // История русского искусства. Т. IV. – М., 1959; Еремина Т.С. Царский изограф // Она же. Мир русских икон. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002; Леонов А.И. Симон Ушаков. – М.-Л., 1945; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. – СПб., Palace Editions, 1995. Кат. № 116; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. – М., 2003; Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. – М., 1997; София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. – М., 2000. Каталог № 26; Сырчин М., протоиерей. Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века // Журнал министерства просвещения. 1886. № 12; Тренев Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Божьей Матери в Москве. – М., 1903; Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания. // Мастера искусств об искусстве. – М., 1969; Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. – М., 1873; Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. – М., 1999.
Источники Пелевин Ю.А.


Публикуемая икона создана Симоном Ушаковым и Михаилом Милютиным для местного ряда иконостаса в соборе Спаса Нерукотворного Московского Кремля. Образ и по сей день там находится, редкий случай в истории бытования древнерусских икон.

Богоматерь изображена со сложенными на груди руками. Отрок-Христос сидит на ее коленях. Левой рукой он обхватил копье и крест, увенчанный терновым венцом. На нем белая рубашечка с золотым растительным орнаментом. На Богоматери — ярко-красный хитон и зеленоватый мафорий на малиновой подкладке. Мафорий украшен множеством мелких звездочек, напоминающих звездное небо. По кайме мафория идет золотой орнамент и надпись: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасе моем, яко призре Он на смирение рабы Своея, ибо отныне ублажат мя вси роды, яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лука, 1:46-47).

Лики на иконе довольно реалистичны в пределах изучения человеческой натуры  времени С. Ушакова . У изографа была явная тяга не столько к внутренней, духовной красоте, сколько к внешней: округлое лицо, правильный прямой нос, тщательно прописанные глаза, выразительные губы. Определенная объемность дается в изображении одежды, складки которой мягко ниспадают и не совсем скрывают контуры тела.

Новоникитская икона Божией Матери явилась, по преданию, святому воину мученику Никите (IV в.) еще до принятия им крещения. Он увидел во сне Отрока, держащего в руке крест. Некоторое время спустя Никита обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, виденным во сне. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он крестился. С этим образом Богоматери на груди св. Никита принял мученическую смерть: его заживо сожгли. Тело святого и икона Богородицы после казни остались неповрежденными[1].

Иконографический тип «Новоникитской Божией Матери» восходит к Одигитрии. На ней Богомладенец Иисус изображается стоящим на коленях Пресвятой Девы и держащим большой крест.

В России списки с чудотворной иконы не были достаточно распространены в XVII столетии. Наиболее известный из них находился в Москве, в церкви Всемилостивого Спаса у Никитских ворот. Для придворного кремлевского храма изографы Оружейной палаты написали список, который мы публикуем. В Русском музее хранится точная копия, в два раза меньшая по размеру, с публикуемой иконы (Инв. № ДРЖ-1409). Ее исполнил в 1678 году Феодот Феофанов Протопопов[2].

Пелевин Ю.А.



[1] Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А. Воронов и Е.Г. Соколова. – М., 1993; С. 92; Бухарев И., протоирей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). - М., 1901. С. 117.

[2] «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. – СПб., Palace Editions, 1995. Кат. № 116. С. 191.

Мировая художественная культура XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer