Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в. » СТАТЬИ


Валдайский Иверский монастырь. 1653 – конец XVII в.

Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Акты Иверского Святозерского монастыря (1582-1706), собранные архимандритом Леонидом // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т.5. – СПб., 1878; Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. М.: Изд-во «Искусство», 1968; Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. – М., 2006; Грабарь И. Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы // История русского искусства. Т. 2. – М., 1910; Жизневский А.К. Поход великаго государя святейшего Никона патриарха Московского, вся Великия, Малыя и Белыя России в 1656 году в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь. – Тверь, 1889; Ильин М. К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII в. (Валдайский Иверский монастырь) // Ежегодник Института истории искусств. 1954. – М., 1954; История русского искусства. Т. IV. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959; Истомина Э.Г. Красноречьев Л.Е. «Иверское чудо». – Л.,1982; Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. – СПб.: Тип. Сойкина, 1909.[ Репр. переиздание: СПб., 1994.].
Источники Пелевин Ю.А.


Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Ее основателем был патриарх Никон. Начинание первосвятителя поддерживал царь Алексей Михайлович: он выделил из казны огромные средства для строительства монастыря и закрепил за ним многочисленные вотчины и угодья.

Обитель возводилась по образу Иверского монастыря на Афоне, где хранилась общепочитаемая чудотворная икона Иверской Божьей матери. При первом посещении строящегося монастыря, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Эта небывалый на Руси обряд был вызван местными языческими традициями, по которым народ верил, что в озере обитают нечистые духи. Официально озеро стало называться Святым, но название не прижилось и осталось только в полном именовании монастыря: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь.

Летом 1653 года были построены и освящены две деревянные церкви: соборный храм в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери и теплый — во имя московского святителя митрополита Филиппа. Непосредственное руководство строительными работами в монастыре возлагалось на присланного Никоном подмастерье Василия Наумова.

С 1655 года в Иверский монастырь стал переселяться из Белоруссии и Литвы православный люд, притесняемый католической церковью. Первым переселилось братство Оршинского Кутеинского монастыря, который к этому времени был закрыт. В Кутеинское братство входили монахи и мещане, объединенные вокруг монастыря и тесно связанные с цеховыми организациями. Настоятелем Иверского обители стал Дионисий II, наместник Кутеинского монастыря в Орше.

Иноки привезли с собой и типографию, которая начала работать на новом месте с 1657 года и за 8 лет осуществила целый ряд церковных изданий. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. В 1665 году по повелению Никона валдайская типография была переведена в подмосковный Новоиерусалимский монастырь, но там не была запущена в действие.

Вслед за братством из Орши на Валдай потянулись жители Копоса (Копыся), Мстиславля и других городов. Это были преимущественно мастеровые люди. Высокий профессионализм кутеинских монахов и других белорусских мастеров воплотились в своеобразной архитектуре Иверского монастыря. Вместе с тем на строительство обители по распоряжению патриарха прибывали кирпичники, обжигальщики, каменщики, плотники, кузнецы, лодейщики и карбасные мастера из Новгородской, Московской, Ярославской, Тверской и других губерний.

При Иверский монастыре были налажены многие ремесленные производства. Здесь была организована изразцовая мастерская, пожалуй, лучшая в стране. В конце XVII — начале XVIII века валдайская обитель стала крупнейшим поставщиком цветных изразцов. Здесь же были собраны мастера по изготовлению кирпичей и слюдяных оконниц. В монастыре большое развитие получила также резьба по дереву. Обитель прославилась и литьем колоколов, начало которому положила отливка «никоновского» колокола с изображением патриарха

К январю 1654 года были выстроены, кроме нескольких деревянных церквей, деревянные же братские кельи и другие службы. В 1656 году закончена первая и главная кирпичная постройка монастыря — собор. Сюда же из Москвы был привезен список афонской Иверской иконы Божией Матери. Соборный храм освятили в честь этой чудотворной иконы. Однако после пожара 1704 года восстановленный собор был заново освящен во имя Успения Божией Матери.

Руководил строительством храма «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный Никоном из калязинского Троице-Макарьевского монастыря. Первоначально кровли на соборе и на галереях, охватывающих здание с четырех сторон, покрывал тес в два слоя с прокладкой бересты. Крыльца венчали шатры с лемеховым покрытием. Окна собора были забраны большими слюдяными окончинами.

Тогда же началась, по всей видимости, подготовка к возведению другого кирпичного храма – Богоявления Господня с трапезой и другими службами, а также келий и монастырской ограды с башнями. Однако строительство в Иверском монастыре было приостановлено.

В 1658 году началось «безсоветие между царем и патриархом». Никоновская церковная реформа вызвала откровенное неприятие среди многих представителей духовенства. Патриарх удалился в Воскресенский монастырь на Истре (Новый Иерусалим) и полностью ушел в заботы об его устройстве. Валдайский монастырь отошел на второй план. Правда, опальный первосвятитель поддерживал переписку с его властями и отдавал различные распоряжения, но о строительстве уже не было и речи. Более того, Никон постоянно требовал присылать в Воскресенский монастырь строительных рабочих. Это продолжалось до тех пор, пока на Большом Церковном Соборе 1666-1667 годов Никон не был осужден, лишен сана патриарха и сослан в Ферапонтово.

В Иверском монастыре Никон не успел осуществить до конца свой архитектурный замысел, однако уже сложившийся ансамбль имел определенные и законченные планировочные формы.

После низложения Никона основанные им монастыри: Валдайский Иверский, Онежский Крестный и Новоиерусалимский Воскресенский – были закрыты. Они признавались неканоничными, созданными «не по уставам Святых Отцов». Монастырские вотчины перешли в казну, а братию разместили в других обителях. Но суровые меры продержались недолго, уже в 1668 году они были отменены. Иверской обители вернули все привилегии, земли и монастырский люд.

Строительство на Валдае возобновилось в конце 1660-х годов. Мнение некоторых исследователей о том, что кирпичные постройки — трапезная, колокольня и отдельные корпуса — возникли в период деятельности Никона, основано во многом на позднейших устных преданиях, что противоречит сохранившимся документам (Акты Иверского Святозерского монастыря (1582-1706), собранные архимандритом Леонидом // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т.5. – СПб., 1878.). Хотя возможно, многие последующие сооружения строились по заранее разработанному плану и «чертежам», составленным под наблюдением Никона.

Для нового этапа монастырских построек определяющей тенденцией стала замена деревянных зданий кирпичными.

Первой кирпичной постройкой после Успенского собора стала церковью Богоявления Господнего с трапезной. Это сооружение одно из самых крупных в монастыре. Оно воздвигнуто, очевидно, не позднее 1669 года. Строительство обширной трапезной поглотило все запасы строительных материалов, которые с огромным трудом были заготовлены на острове.

К концу 1670-х – началу 1680-х годов относится возведение колокольни, поставленной на месте засыпанного оврага. К ее восточной стороне в 1684-1689 годах был пристроен Настоятельский корпус.

Важнейшую часть архитектурного комплекса монастыря составила кирпичная надвратная церковь Михаила Архангела, сооруженная в 1683—1685 годах. Здание возводилось под руководством Афанасия Фомина.

В последней трети XVII века строительство в монастыре велось весьма интенсивно и с большим размахом. Только с 1667 по 1702 год здесь было сооружено десять каменных зданий и семь крупных деревянных построек. Разумеется, в Валдайском монастыре, как в каждом отечественном средневековом монастыре, проводились перестройки и строительство новых зданий и в XVIII, и в XIX веках, но целостный архитектурный комплекс Иверской обители полностью сложился к концу XVII столетия.

На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный, хорошо укрепленный монастырь-крепость. Общий архитектурный замысел Иверского монастыря является первой попыткой создания большого монументального ансамбля. С этого времени эта задача начинает привлекать все большее внимание российских зодчих и получит широко распространение в конце XVII столетия.

Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, монастырь на Валдае явился воплощением идеи преемственности Россией византийского наследия. Монастырь стал одним из оплотов духовного просвещения страны, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer