Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в.


XVII в. (первая четверть)

XVII в. (вторая четверть)

XVII в. (третья четверть)

XVII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Караваджо Микеланджело. Бичевание Христа. Около 1607
http://cgfa.sunsite.dk/caravagg/index.html
Эта композиция, также как и «Семь деяний милосердия», была создана Караваджо во время его первого пребывания в Неаполе. Картина была заказана неким Томмазо де Франкисом для алтаря семейной капеллы в церкви Сан-Доменико, где она и находилась вплоть до 1972 г. Картина производит гнетущее впечатление. Христос, связанный и с терновым венцом на голове, стоит около мраморной колонны. Трое палачей обступили его кольцом. Тот, что справа, выкручивает Христу руки, желая поставить свою жертву в удобную для экзекуции позу; тот, что слева, помогает своему подельнику, пытаясь тянуть Иисуса за волосы. На переднем плане третий истязатель наклонился, приводя в порядок свое орудие пытки. Лица палачей, перекошенные звериной злобой, а также использованные художником мрачные, темные цвета усиливают ощущение ужаса перед тем, что должно произойти через несколько минут.  подробнее

Йорданс Якоб. Бобовый король. Около 1655
http://www.kfki.hu/~arthp/html/j/jordaens/1/index.html
На картине изображен фламандский национальный праздник «трех волхвов» или «трех королей», который отмечался 6 января. По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». «Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!».  подробнее

Бог Отец. Фреска Усекновения Главы Иоанна Предтечи церкви в Толчкове в Ярославле. 1694-1695
Любые изображения Саваофа, Бога Отца являются неканоничными и противоречащими богословию иконописи. Подобные изображения не допускались еще VII Вселенским собором (787 г.). В Древней Руси их также категорически запрещали: в 43-й главе Деяний Большого Московского Собора (1666-1667 гг.) говорилось: «Повелеваем отныне образ Господа Саваофа впредь не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто не видел Саваофа во плоти».

Между тем, фрески с Богом Отцом оставались весьма распространенными на Руси, начиная с XVII столетия вплоть до наших дней. Саваоф обычно писался в подкупольном пространстве центрального барабана.

Одним из таких многочисленных примеров может служить роспись в ярославском Предтеченском храме, выполненная 28 лет спустя соборного запрета русских архиереев. Здесь Саваоф изображен несколько раз, один из его образов помещен над западным порталом главного храма. Эту фреску мы и публикуем.

В народной христианской вере, значительно отличающейся от ортодоксального православия, подобный образ был насущно необходим, чтобы простой прихожанин воочию, своими глазами мог лицезреть Верховного Создателя.

См. подробнее о церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и ее фресках.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

По замыслу и композиционному построению икона «Древо Московского государства», написанная знаменитым русским изографом Симоном Ушаковым, является скорее не столько иконой, сколько аллегорической картиной.

Произведение создано год спустя по окончании Большого Московского собора (1666-1667), проводившегося под эгидой царской власти и подтвердившего церковные никонианские реформы. Иконописными средствами изограф ставил своей задачей показать историческое единство государственной и церковных властей на Руси и утвердить божественную правоту их совместных деяний.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ. Фрагмент
Интерес С. Ушакова к иконному лику как определенному натурно-достоверному человеческому лицу привел изографа к портретной живописи, образцы которой мы находим на публикуемой иконе.

Здесь вполне реалистично изображена семья государя Алексея Михайловича. Лица царицы Марии Ильиничны и царевичей несут ярко выраженные портретные черты. Они выписаны светотенью, характерной для живописных произведений, но не для иконных образов.

Слева стоит царевич Алексей – второй царский сын, умерший в 1670 году. За ним Федор, будущий русский царь.

См. статью.

  подробнее

Богоматерь Казанская. Икона. 1649. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Извод Казанской Богоматери, относящийся к канону «Одигитрии», был чрезвычайно почитаем в XVII столетии (См. Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей).

На обороте сохранилась надпись с указанием имени автора иконы. Случай уникальный в истории русского иконного писания, так как отечественные мастера не подписывали своих произведений. «Лета 1649 года написана и совершена грешным попом иконописцем Тимофеем в граде Ростове по обещанию и по вере их православных христиан в село Поречье за озером в церковь великомученика Христова Никиты месяца октября в 20 день».

Иконописец поп Тимофей из Ростова известен тем, что в 1642-1643 годах расписывал Успенский собор в Москве. Также он упоминается среди мастеров, писавших фрески в ростовской церкви Спаса на Сенях в 1675 году.   подробнее

Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Мы публикуем один из ранних сохранившихся списков с чудотворного образа Богоматери Казанской. Икона явилась в городе Казань 8 июля 1579 г. после сильного городского пожара. Чудотворный образ был обретен в земле под развалинами дома девятилетней девочкой Матроной.

В честь явления иконы был установлен праздник 8 июля, служба к нему и Повести об обретении образа написаны местным священником участником события о. Ермолаем, который позже стал Всероссийским патриархом с именем Ермогена (Гермогена).

В 1579 г. список с Казанской иконы был отправлен в Москву Ивану Грозному. Икона стала особо почитаемой с начала XVII века, после освобождения Москвы от поляков, так как список с первообраза находился с князем Д. Пожарским и К. Мининым в народном ополчении, которое вступило в столицу 22 октября 1613 г. В честь этого события установлено еще одно празднование Казанской иконы – 22 октября. После окончания Смуты Д. Пожарский исполнил данный им обет: он построил на Красной площади церковь во имя Казанской Божией Матери.

В празднования иконы 8 июля (день явления), 22 октября (избавление от поляков) совершались крестные хода с иконой из Успенского собора Кремля в Казанский храм, где постоянно находился чудотворный образ. Процессию 1635 г. описал в своих записках А. Олеарий.

Позже Петр I какой-то список чудотворной иконы перенес в Петербург. Явленная чудотворная икона, обретенная в Казани, утрачена.

Иконографически Казанская Богоматерь представляет извод (вариант) канона Одигитрии. Богоматерь изображена погрудно, ее рук не видно, голова склонена к Младенцу, прямо стоящему по левую сторону. Иисус стоит прямо, но фигура дана по колени. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, а левая скрыта одеждой. Главная особенность извода – стоящая фигура младенца и скрытые руки Богоматери.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

Икона происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Икона подписная, что не редкость для Симона Ушакова. Под свитком можно прочитать: «ЛЕТА ГОСПОДНЯ 7176 (1668) ПИСАЛ ПИМИН ФЕДОРОВ ЗОВОМ СИМОН ОУШАКОВ»

Творение Симона Ушакова является одним из списков с древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, она считается главной святыней острова. Появилась икона еще в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118). Образ прославился чудесным исцелением императора и его дочери. После чего Алексей I Комнин, оставив у себя точную копию, отправил святыню на Кипр. Монах Исайя, благодаря щедрым пожертвованиям императора, основал на горе Киккос мужской монастырь во имя Богоматери, где и пребывала древняя икона. «Богоматери Киккская» стала почитаться в России с конца XVI века, чему способствовало распространение сказаний о кипрских святынях.

Киккский образ относится к иконографическому типу «Богоматери Взыграния», воплощавшего тему страстей Христа и предвидения Божией Матерью страданий своего сына.

Верный себе, С. Ушаков наделяет образ Богоматери глубоким внутренним покоем и гармонией в противоположность прежним иконописцам, которые часто придавали лику Пречистой Деве трагическое выражение, подчеркивая ее неизбежную скорбь.

Русский изограф также допустил смелое отклонение от прославленного протографа. На его иконе Богомладенец расположен на левой руке Девы Марии, тогда как на образе из Киккского монастыря он покоится на ее правой руке.  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ. Фрагмент
Лики Богоматери и Иисуса Христа написаны С. Ушаковым в новой, светотеневой манере. Белки и радужки глаз выполнены не условной обводкой по темному санкирному фону, а по-ушаковски объемно. Между тем, одежды выписаны без тонового моделирования, как на старых иконах. При этом очень искусно с ювелирной тонкостью исполнена кайма на мафории Божьей Матери.  подробнее

Богоматерь Курская Коренная. Икона. Конец XVII — начало XVIII в. ГТГ

«Богоматерь Курская Коренная» — извод «Богоматери Знамение» канона Оранты.

Богородицу с воздетыми в молении руками окружают ветхозаветные пророки. Они держат развернутые свитки, в которых читаются предсказания о чуде воплощения Сына Божия. На верхнем поле пишется Бог Саваоф, по правую руку от Него — царь Давид, по левую руку — царь Соломон.

Бог Отец двумя руками с одинаковым сложением перстов благословляет Божию Матерь, Предвечного Младенца и пророков.

В курской иконе «Богоматери Знамение» Христос Эммануил пишется с покровенными руками.

Мы публикуем один из списков с чудотворного образа XIII столетия.

См. статью.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer