Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVII в.


XVII в. (первая четверть)

XVII в. (вторая четверть)

XVII в. (третья четверть)

XVII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Воскобойная башня Ипатьевского монастыря в Костроме. 1640-е гг. Вид со стороны монастыря
Воскобойная башня защищала южные ворота монастыря.  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Общий вид
В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось возведение кирпичного Воскресенского собора на месте старого, деревянного. Инициатором и организатором этого строительства был патриарх Никон.

В литературе существуют разногласия о том, когда у патриарха Никона возникла мысль наименовать заложенный в 1656—1667 гг. монастырь Новым Иерусалимом. Между тем, эта дискуссия вполне разрешается надписью, сделанной по распоряжению Никона на вылитом по его заказу большом колоколе для монастыря: «1658 году сентября в 1-й день начало святыя вещи сия бытия, Нового Иерусалима Воскресения Христова монастыря». На колоколе сам Никон изображен донатором с храмом в одной руке и с колоколом в другой.

Собор является центральным и самым древним сооружением ансамбля Новоиерусалимского монастыря.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Храм Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюры из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах... церковных построек Святой земли».
За образец строившегося Воскресенского собора был взят иерусалимский храм Гроба Господня, начатый в XI в. и достроенный крестоносцами в XII в. на месте базилики IV в., возведенной императором Константином.

Никон, несомненно, имел под рукой какие-либо описания, чертежи, модели при проектировании и строительстве подобия староиерусалимской святыни. Можно считать доказанным, что патриарх использовал описания Иерусалимского храма, сделанные русскими паломниками: игуменом Даниилом, дьяконом Зосимой и другими. В особенности был полезен никоновский посланец в Иерусалим — келарем Троице-Сергиевской лавры, старцем Арсением Сухановым (Громова Е.Б. Модуль сакрального пространства // Культура и пространство. Славянский мир. – М., 2004.). По словам биографа Никона иподиакона И.К. Шешурина, А. Суханов был отправлен в Иерусалим для описания, обмеров и доставления модели Иерусалимского храма. Русский паломник дважды побывал в Святой Земле в 1653-1655 годах, и, видимо, привез сделанные им обмеры храма Гроба Господня и модель.

Однако главным «проекционным материалом» для патриарха и строителей явились чертежи, выполненные католическим монахом-францисканцем, стражем Святой земли Бернардино Амико. Виды, планы и разрезы храма Гроба Господнего были выполнены Б. Амико с натуры в 1596 г. и изданы в 1609 г. в Риме (В. Amico, Trattato delle piante.... dei sacri edifici di Terra Santa. Roma, 1609), а затем переизданы во Флоренции в 1620 году. (В России чертежи переизданы в «Православном Палестинском сборнике». Вып. 21. – СПб., 1889.) Его планы с измерениями зданий более-менее точно передавали размеры строений.

Скорее всего, в распоряжении патриарха были именно эти чертежи староиерусалимского храма из трактата Б. Амико. В летописи XVII в. засвидетельствовано, что «с тое церкви Иерусалимские к патриарху привезен чертеж», которым Никон, по сообщению той же летописи, и пользовался при постройке Воскресенского собора.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Модель храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Середина XVII в.

Никон мог заинтересоваться архитектурой палестинского храма в  еще в 1649 году, когда, будучи архимандритом Новоспасского монастыря, получил от иерусалимского патриарха Паисия деревянную модель христианской святыни. Н.И. Брунов вполне убедительно опроверг  распространенную версию, что модель привез Никону Арсений Суханов (Брунов Н.И. Модель Иерусалимского храма, привезенная в XVII в. в Россию // Сообщения Российского Палестинского общества. Т. XXIX. — Л., 1926. С. 140-141.).

Подобные модели были в то время достаточно широко распространены. Они представляли своеобразные памятные вещицы, которые паломники вывозили из Иерусалима в Европу.

При составлении плана Воскресенского собора модель, подаренная российскому патриарху, давала конкретное представление об иерусалимском здании и могли служить ориентировкой при постройке подмосковного храма.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Поперечный разрез ротонды собора. Чертеж М. Ф.Казакова.
23 мая 1723 года в праздник Вознесения Господнего каменный шатер над ротондой рухнул: зловещее Божье знамение для монастыря и Воскресенского собора. И, действительно, позднее возведенный шатер будет еще раз разрушен немцами в 1941 году.

При обрушении шатра в 1723 году сильно пострадало внутреннее убранство ротонды: покрытие кувуклии Гроба Господнего, частично ее стенки и майоликовый карниз. Пожар 1726 года усугубил ужасные разрушения самого собора и ротонды, лежавшей в полуразвалинах. Весь монастырь выгорел.

В таком положении собор оставался до 1749 г., когда по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны приступили к его воссозданию.

Проект реконструкции составил Ф.Б.Растрелли. Но придворный архитектор был в эти годы так загружен возведением гигантских дворцов в Петербурге и окрестностях, что постройки по его проектам производились в провинции и даже в Москве без его участия. Реставрационными работами в Новом Иерусалиме руководил московский зодчий К.И. Бланк. Он привнес в строительство свои дополнения, произвольно изменяя петербургский проект.

Работы продолжались в течение целого десятилетия и закончились лишь в 1759 г. В эти годы его «строителем-радетелем» был архимандрит монастыря Амвросий, позднее архиепископ московский, трагически убитый во время московского чумного бунта 1771 г.

Запущенный собор был восстановлен со значительными изменениями: вместо каменного шатра был сооружен деревянный, а декор храма приобрел барочную стилистику.

Мы публикуем, по всей видимости, фиксационный чертеж, выполненный М.Ф. Казаковым, который принимал участие в восстановлении храма.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Акварель Д. Кваренги. Серия «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797
Кардинальная перестройка Воскресенского собора произошла в десятилетие 1749-1759 гг. Храм, да и весь монастырь, главным образом именно в эти годы получили тот облик, который мы связываем в своем представлении с Новым Иерусалимом.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вид с юго-восточной стороны

В центре монастыря возвышается Воскресенский собор, который строился, как известно, по меркам Староиерусалимского храма, но вместе с тем в нем действенно воплотились традиции древнерусского зодчества.

Судьба бытования и перестроек храма растянулась на столетия, во многом изменившие первоначальный вид. Но общая композиция Новоирусалимской церкви оставалась прежней. Она состояла из трех главных составных частей: храма в честь Воскресения Иисуса Христа, полуротонды Гроба Господня и подземной церкви Константина и Елены.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Придельная церковь Константина и Елены

К Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, углубленная в землю на 6 метров. Главы подземной церкви вырастали почти из-под земли, а весь храм выглядит весьма сложным сооружением.

Церковь окружена рвом, облицованным белым камнем. Ров служит ходовым коридором и водоотводом.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Внутренний вид. Фото. 1930-х гг.
Сооружением деревянного шатра К.И. Бланком восстановление монастырского собора не могло ограничиться. Была проведена грандиозная работа по коренному изменению внутренней архитектуры и всего декора храма, на что потребовалось целых десять лет.

То, что стал представлять Новоиерусалимский собор внутри после 1759 г., сохранялось в общих чертах, за малыми исключениями, до немецко-фашистского оккупации.

Интерьер, запроектированный Ф.Б. Растрелли и реализованный со значительными вариациями непосредственными исполнителями, имел весьма мало общего с первоначальным древнерусским архитектурным стилем. Все переделки и новый декор были сделаны по старым тектоническим членениям, что, конечно, весьма мешало полному осуществлению новых модных и пышных форм.

В барочном стиле при возобновлении храма были выполнены оконные наличники и внутренняя отделка, в том числе и главный иконостас. Мощные колонны, золотые и белые завитки картушей и других скульптурных деталей отчетливо выделялись на синих стенах, местами украшенных живописью. Многочисленные окна-люкарны шатра освещали просторное помещение ротонды.

Внутренние стены, своды и хоры были перегружены барочной лепниной с измельченной орнаментикой. Хотя все же они свидетельствовали о декоративной изобразительности и незаурядном вкусе создателей.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Святая Кувуклия. Фото. 1870-х гг.
Храм Воскресения Господнего производил внутри помпезно-торжественное впечатление. Могучие пилоны, несшие своды перекрытия с арками между ними, охватывали полукольцом алтарь, уподобленный театральной сцене. В его глубине располагалось «горнее место», состоявшее из ступеней, поднимавшихся амфитеатром. В центре стояло патриаршее седалище — трон. Здесь должен был восседать Никон, окруженный сонмом духовенства в богатейшем облачении.

Церемониальное великолепие усиливалось внутренним убранством храма, чему в особенности способствовали иконостасы, выполненные из многоцветных изразцов. Синие, зеленые и желтые травы, оттененные коричневым и белым, причудливые орнаменты, головки ангелов с распростертыми крыльями и большие декоративные вазы составляли повторяющийся декоративный мотив. Основная сине-зеленая гамма оттенялась белой окраской стен, слегка затертых тонким слоем штукатурки.

В центре Ротонды помещалась Святая Куву́клия (часовня – от греч. «кувуклион» — ложница, царская опочивальня). По-барочному пышная мраморная часовня в подмосковном монастыре в малой степени повторяла иерусалимский Храм Гроба Господня, где непосредственно находилась пещера, в которой был похоронен Христос и из которой он восстал.

Между тем, праздничное великолепие барочного оформления храма и его декоративные детали казались в XVIII столетии невиданными драгоценностями поразительной красоты.

См. статьи о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и соборе Воскресения Господнего.

  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]     впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer