Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVIII в. » СТАТЬИ


Антропов, Алексей Петрович. Портрет Е.Л. Воронцовой. 1762. ГИМ
Холст, масло. 55 х 40
Государственный Исторический музей, Москва
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.; Пг., 1923; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Коваленская Н.Н. А.П. Антропов // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960; Лебедев Г. В. Русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1938; Михайлова К.В. О некоторых портретах А.П. Антропова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 5. – Л., 1957; Савинов А.Н. Алексей Петрович Антропов. 1716-1795. – М.; Л., 1947; Сахарова Я.М. Алексей Петрович Антропов. – М., 1974.
Источники Сахарова Я.М. Алексей Петрович Антропов. — М., 1974. С. 92—94


По странной случайности Петр III в период своего полугодового царствования предпочел иностранному живописцу русского мастера. В своем прошении 1764 года Антропов сообщает, что «при жизни бывшаго императора Петра третьяго по Его повелениям писал портреты и протчее без всякого награждения»[1]. Мысль поручить написание портретов Антропову, вероятно, была подсказана императору его фавориткой Елизаветой Романовной Воронцовой.

Еще в начале 1761 года Антропов скопировал исполненный Ротари портрет ее двоюродной сестры А.М. Воронцовой, в замужестве Строгановой, постоянно находившейся в окружении Петра III до последних дней его пребывания в Ораниенбауме. Кроме этого по заказу вице-канцлера Воронцова Антропов исполнил портреты грузинского царя Теймураза Николаевича и детей Марии-Терезии.

Вполне возможно, что художник писал и портрет Е. Р. Воронцовой. На такой вывод наталкивает знакомство с ее портретом из фондов Исторического музея, ранее считавшимся работой неизвестного художника. Несмотря на отсутствие подписи и плохую сохранность, авторство Антропова в этом произведении не вызывает сомнений. Елизавета Романовна Воронцова изображена почти поколенно, в довольно неуклюжей позе. В правой, опущенной руке она держит веер, левой придерживает букетик цветов на груди, касаясь изящными пальцами фрейлинского портрета на голубом банте.

После смерти матери, одиннадцатилетней девочкой, Воронцова была взята Елизаветой Петровной ко двору и помещена с фрейлинами великой княгини Екатерины Алексеевны. Последняя нашла ее «очень некрасивым, крайне нечистоплотным ребенком с оливковым цветом кожи»[2]. Екатерина II сознательно подчеркивает внешнюю непривлекательность своей соперницы. А. Т. Болотов называет ее «широко-рожей», «толстой и нескладной с обрюзгшим лицом»[3].

Сразу же после вступления на престол Петр III пожаловал Воронцову в камер-фрейлины, а 9 июня 1762 года возложил на нее екатерининскую ленту. Однако эти знаки отличия ей было суждено носить меньше месяца. После переворота она лишилась и камер-фрейлинского портрета и ордена св. Екатерины. Следовательно, портрет был написан в небольшой промежуток времени от начала января до получения Е. Р. Воронцовой екатерининской ленты. Возможно, что в связи с выполнением нескольких больших портретов императора портрет не был приведен Антроповым к окончанию и оставался в мастерской художника[4]. Этим, по-видимому, объясняется отсутствие подписей, как на этом портрете, так и на большом портрете Петра III «при лагере», о котором упоминает Антропов в своем прошении на имя императрицы.

Портрет сильно пострадал от времени, хотя «смытость» и утрата лессировок на лице могут быть следствием его незавершенности. Приемы изображения в портрете напоминают ротариевскую манеру и вместе с тем очень близки к портрету Трубецкой, исполненному годом раньше. Схожи в них принужденная, словно покачнувшаяся поза с откинутой назад головой и характер украшений. Однако портрет Воронцовой менее интересен с точки зрения образного решения и более параден по композиции. Парадность портрета наряду с рокайльными мотивами =букетиком цветов и веером в руках) подчеркивается расположенной справа колонной. В этом произведении Антропов прибегает к излюбленному сочетанию темно-голубого цвета платья, украшенного рюшами, красивого и разнообразного в оттенках, с красно-розовыми тонами подкладки мантильи, розочками и бантиком на шее. Мастерски написанная темная кружевная горжетка на короткой полной шее подчеркивает некрасивое, чувственное лицо «Романовны», как обыкновенно называл свою фаворитку Петр III. Французский посол Бретейль писал о Воронцовой: «Трудно себе представить женщину безобразнее ее; она похожа на трактирную служанку»[5].

Знакомство с семьей Воронцовых, примыкавших к партии Петра III, несомненно, сыграло свою роль в получении художником заказа на написание портрета нового императора.


Сахарова Я.М. Алексей Петрович Антропов. – М., 1974. С. 92-94.



[1] РГАДА, ф. 10, оп. 1, ед. хр. 502, 1764 г. лл. 289-290.

[2] Записки императрицы Екатерины II. – СПб., 1907. С. 295.

[3] Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. II. – СПб., 1871. С. 196.

[4] Есть сведения о том, что Шпалерная мануфактура в 1762 г. выткала портрет Ел. Р. Воронцовой (Н. Спилиоти. Императорская шпалерная мануфактура // Художественные сокровища России. Вып. 4-8. – СПб., 1903. С. 244.). Не был ли в качестве образца использован портрет Антропова? Укороченное и отретушированное воспроизведение этого портрета из собрания Е.А. Воронцовой-Дашковой в имении «Андреевское», Владимирской губ., имеется в «Русских портретах XVIII и XIX столетий» / Изд. вел. кн. Николая Михайловича. Т. 2. – СПб., 1906, № 54.

Другой экземпляр этого портрета находится в Гос. владимиро-суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

[5] Русский двор сто лет тому назад. – СПб., 1907. С. 130, 131, 133.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer