Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVIII в. » СТАТЬИ


Аничков дворец в Санкт-Петербурге. Арх. М.Г. Земцов, Ф.Б. Растрелли. 1741 – конец 1750-х гг . Проспект (вид) новопостроенных палат против Аничковских ворот в Петербурге. Гравюра Я.В. Васильева по рисунку М.И. Махаева. 1753. ГЭ
Бумага, офорт, гравюра резцом. 50 х 69
Санкт-Петербург, Россия
Библиография

Аксельрод В.И., Буланкова Л.П. Аничков дворец – легенды и были. – СПб., 1996.

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. – М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. – СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. – СПб., 1997; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000.

Источники Текст - Пелевин Ю.А.


Дворец у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны сразу же после восшествия на престол. Проект дворца разработал один из первых архитекторов новой столицы М.Г. Земцов в стилистике раннего, петровского барроко. Здание должно было быть разноэтажным в виде растянутой буквы «Н». В 1743 году, после смерти М.Г. Земцова, руководство строительством перешло к его помощнику «архитектурии гезелю» Г. Д. Дмитриеву. Завершал строительство Ф.Б.Растрелли, переработавшему проект в стиле высокого барокко. Строительство дворца продолжалась до конца 1750-х гг.

Дворец стал трехэтажным с двумя флигелями, увенчанными куполами в форме луковиц, в одном из которых находилась домовая церковь. Этот же прием Ф.Б.Растрелли позднее повторит в композиции Екатерининского (Большого) дворца в Царском селе.

Во время возведения Аничкова дворца от Фонтанки начиналась окраина города. Таким образом, дворец должен был украсить торжественный въезд в столицу. От реки к дворцу был прорыт канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. По сторонам канала, на берегу реки, располагались две симметричные галереи-колоннады. Перед входом в здание были сооружены высокие крыльца с портиком, поддерживающим балкон. Дворец, декорированный пышной лепниной, отличался нарядностью и праздничностью. С западной стороны к зданию примыкал регулярный сад, который украшали павильоны, трельяжи, беседки и садовая скульптура.

По окончании строительства усадьба была подарена государыней Елизаветой Петровной Алексею Разумовскому, своему фавориту и морганатическому мужу, жившему в своих апартаментах до смерти в 1771 г.

Императрица Екатерина II в свое время выкупила дворец у брата А.Г. Разумовского — Кирилла, к которому он перешел по наследству. Государыня сочла уместным подарить его своему фавориту и морганатическому мужу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». Здание было переделано в 1776-1778 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Характерные особенности растреллевской барочной постройки была уничтожены, а гавань засыпали. В последующие многие десятилетия дворец, где жили августейшие особы, неоднократно перепланировался и переделывался.

От строения Ф.Б. Растрелли мало что осталось. Каким здание было первоначально можно судить по гравюре Я.В. Васильева, который использовал оригинальный рисунок М.И. Махаева. Гравюра исполнена в Мастерской Гравировальной палаты при Петербургской Академии наук для альбома «План столичного города С.-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов», изданного трудами Императорской Академии наук и художеств в 1753 г.

Пелевин Ю.А.

Мировая художественная культура XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer