Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в. » СТАТЬИ


Бруни, Федор Антонович. Портрет З.А. Волконской. Не ранее 1820-х гг. ГРМ
Холст, масло. 188 х 130
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-3409
Место создания Рим, Италия
Эпоха, стиль, направление академизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография З.А. Волконская. Собр. соч., [т. 1—2, т. 1 на франц. яз.], Париж — Карлсруэ, 1865; В царстве муз. – М., 1987; Волович Н.М. Пушкин и Москва. Сборник статей. – М., 1994;Гаррис М.А. З. Волконская и ее время. – М., 1916; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.; Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. – Л., 1989; Gorodetzky N., Princess Z. Volkonsky, «Oxford Slavonic Papers», 1954, v. 5.

Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII – начала XX века. – М.: Изобразительное искусство, 1979; Верещагина А.Г. Бруни Ф.А. Ленинград. Художник РСФСР, 1985; Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.


На портрете — княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1792—1862), жена егермейстера князя Н. Г. Волконского. Федор Бруни представил княгиню в костюме Танкреда из оперы Россини «Танкред». Портрет, написанный в Италии, романтичен. Облаченная в рыцарские доспехи, окруженная сумрачным пейзажем, молодая женщина полна особенной, почти мистической одухотворенности, которая в пору романтизма считалась принадлежностью Средневековья.

З. А. Волконская — человек больших дарований и удивительной судьбы. Быть может, она наиболее яркая личность среди женщин в истории русской культуры первой половины XIX века. Природа щедро наделила ее многими талантами: она обладала прекрасным голосом, сочиняла музыку, стихи, прозу на французском и русском языках.

Волконская известна как хозяйка литературно-музыкального салона в Москве, ставшего в середине 20-х годов культурным центром старой столицы. Каждую неделю в доме на Тверской (дом 14, построен в 1790-х годах архитектором М. Ф. Казаковым, сохранился в перестроенном виде) устраивались концерты, оперные представления, литературные чтения, где, по свидетельству П. А. Вяземского, «соединялись представители большого света, сановники и красавицы, профессора, писатели, журналисты, художники». Среди постоянных посетителей салона: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, братья И. В. и П. В. Киреевские, М. П. Погодин, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, С. П. Шевырев. Частым гостем ее собраний был А. С. Пушкин, посвятивший «богине муз и красоты» стихотворение «Среди рассеянной Москвы» (1827). 26 декабря 1826 года поэт присутствовал на прощальном вечере в честь М. Н. Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу — декабристу Сергею Волконскому.

Независимость поведения и смелость суждений Волконской раздражали правительственные круги. За ее домом, служившим «средоточием всех недовольных», был учрежден негласный надзор. Между тем Волконская стремилась к широкой общественной деятельности. У нее было множество замыслов: организация научных обществ «Патриотическая беседа» и «Русское общество», призванных познакомить Западную Европу с историей и культурой России, а также создание «Эстетического музея» при Московском университете. Но все это было холодно встречено московскими властями.

Княгиня Волконская пыталась реализовать себя в литературном творчестве, создав и опубликовав ряд значительных произведений: «Quatre nouvelles» («Четыре повести»; на французском языке), «Tableau slave du V-me siècle» («Славянская картина V века»; на французском языке, вышел также русский перевод П. И. Шаликова), отрывки из романа «Сказание об Ольге». Литературное поприще не принесло ей шумного успеха, но и не осталось незамеченными: за «Славянскую картину» Волконская была избрана почетным членом научного Общества истории и древностей российских.

Обладая от рождения свободолюбивым нравом и большим материальным состоянием, Волконская в 1829 году, «наскучив Москвою и ее сплетнями», уехала в Италию, где прожила тридцать три года. Она жила достаточно замкнуто на своей римской вилле. Правда, у нее подолгу гостил Н. В. Гоголь, на которого она оказала сильное духовное влияние.

Княгиня совершила редкий для россиян поворот в своей религиозной жизни: по принципиальному убеждению и глубокому чувству она перешла из православия в римско-католическую церковь.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
История XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer