Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в. » СТАТЬИ


Васнецов, Виктор Михайлович. После побоища Игоря Святославича с половцами.1878-1880. ГТГ
Холст, масло. 205 x 390
Государственная Третьяковская галерея
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. — М: Искусство, 1987; В.М. Васнецов и Д.Н. Ломан по письмам и документам из фондов РГИА // Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Автор-сост. А.С. Федотов. – М., 1997.

Бахревский В.А. Виктор Васнецов. – М., Молодая гвардия, 1979 (серия «ЖЗЛ»); Бутина Н.Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. Москва. 1994 . № 7/8; Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999; Кудрявцева Л. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999; Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов. – Л.: Художник РСФСР, 1990; Маковский С. Силуэты русских художников. – М.: Республика, 1999; Моргунов Н.С., Моргунова-Рудницкая Н.Д. Виктор Михайлович Васнецов. – М., 1962; Очерки по истории русского искусства – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1954; Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. – М.: Искусство, 2003; Пастон Э.В. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 2001; Стасов В. В. В.М. Васнецов и его работы // Стасов В.В. Статьи и заметки. Т. 2. – М., 1954; Соловьев И.И. Православно-христианская философия в русском искусстве. – Харьков, 1910; Удальцова М.«Я всегда только Русью и жил...» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9); Успенский A.И. Виктор Михайлович Васнецов. – М., 1906; Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / Отв. редактор О.А. Платонов. – М: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008; Шилова Е. В. Виктор Васнецов. Альбом. – М: Арт-Родник. 2004.

Источники Пелевин Ю.А.


В 1878-1880 годах Васнецов пишет большое монументальное полотно, посвященное неудачному походу новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев ранней весной 1185 года. Тогда на поле боя полегли многие русские воины, а сам князь попал в плен.

Картина "После побоища" оказалась программной для Васнецова: она определила коренной путь в творческих исканиях живописца. Предпочтение Васнецова исторической живописи жанровым картинам передвижничества стало для него переломным. В этом, конечно, сказалось усиление в конце 1870-х — начале 1880-х годов внимания русского интеллигентного общества к отечественной истории.

Картина писалась в Москве. После возвращения из Франции Васнецов поселяется в древней столице и вместе с В.Д. Поленовым увлеченно зарисовывает русскую старину. Москва пробудила в Васнецове интерес к далекой отечественной старине и способствовала его сложению как «живописца русского духа».

Сюжетный мотив художник почерпнул в поэтическом рассказе древнерусского «Слова о полку Игореве». В основу изобразительного решения положена поэтическая образность и эпическая напевность древнего литературного произведения. Монументальное полотно Васнецова проникнуто трагической лирикой поэмы.

Важную эмоциональную роль в картине выполняет пейзаж-настроение. На зеленом лугу, покрытому поникшими к вечеру травами и цветами, лежат тела убитых воинов – русских и половцев. Из-за мглистой пелены горизонта восходит кровавый диск луны. Над телами убитых с клекотом сцепились орлы — символы отошедшей битвы. В этой символике скрыто еще и евангельское звучание: художник, окончивший семинарию, не мог не знать слова Матфея: «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Матф. 24:28).

На первом плане фигура прекрасного юноши, лежащего на спине со стрелой в груди и могучий богатырь, широко раскинувший руки. Их лица полны спокойного умиротворения. В картине нет ни страданий, ни крови, ничего, способного вызвать отторгающее чувство ужаса и содрогания. Погибшие в сражении как будто уснули околдованным сном.

Эпическое звучание картины требовало полотна большого размера. Прежние небольшие форматы, подходившие для передвижнических жанровых сюжетов и обыденных типажей, были неуместны. Для новых героических образов с их былинной ширью требовался крупный масштаб, а также иной, обобщающий характер живописи.

Поэтическая условность трактовки темы, ее метафоричность воплотилась в декоративности. Она проявились в композиции с ее разворотом сцены вдоль всей картинной плоскости и в живописной манере, где преобладают большими цветовыми пятнами. Уже в этой ранней картине сказался декоративный дар Васнецова.

Картина была выставлено на VIII выставке передвижников в 1880-м году. Новое творение Васнецова не получило на первых порах зрительских симпатий. Мнения были противоречивые. Для зрителей в картине все было ново и необычно. Виктор Михайлович констатировал: «Перед моей картиной стоят больше спиной».

Разногласия в оценке картины обозначили и среди художников-передвижников. Их дискуссия выражала идейные различия на художественный процесс в русском искусстве и на дальнейшие пути его развития. Г. Мясоедов, определявший задачи искусства в реалистическом жанрово-бытовом воспроизведении действительности, решительно протестовали против принятия картины Васнецова на выставку. Негативно отнесся к картине и В.В. Стасов. Однако И.Е. Репина безоговорочно принял полотно Васнецова. И. Крамской назвал произведение «вещью удивительной,<...> которая нескоро будет понята по-настоящему». Глубже других проник в суть картины выдающийся педагог П.П. Чистяков, некогда учивший Васнецова. Он увидел в ней саму Древнюю Русь и в письме к художнику восклицал: «Самобытным русским духом пахнуло на меня!» Некую черту под спорами подвел П.М. Третьяков: он приобрел картину для своей галереи непосредственно с выставки, и теперь она находится в крупнейшем национальном собрании – Третьяковской галерее.

Современная критика упрекала Васнецова в идеализованной трактовке поля боя. Молодому художнику ставили в вину противоречия картинных образов исторической правде. Я, например, могу отметить, что такого обильного цветения трав и цветов ранней весной на Руси не бывает. Но самого автора влекла не столько достоверность фактологии, сколько художественная интерпретация древнего поэтического текста. Васнецовское живописное повествование напрямую соотносится с вербальной метафорой из «Слова»: «Ту пир докончаша храбрые русичи: сваты попоиша и сами полегоша за землю русскую. Ничеть трава от жалости». Пафос картины в просветленной трагедии, в благородстве и красоте героической смерти за родную землю.

К произведению Васнецова следует прилагать другие критерии, соотносящиеся с тем новым открывающимся путям, который прокладывал мастер в русском искусстве. Васнецов расширял реализм поэтической интерпретацией исторической и батальной тематики. И.Э. Грабарь справедливо писал, что Васнецов «взял здесь Русь нутром, особым ему присущим чувством».

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer