Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в. » СТАТЬИ


А.С. Пушкин в селе Михайловском. 1875. Харьковский художественный музей
Холст, масло. 233×171
Харьковский художественный музей, Харьков
Место создания Санкт-Петербург, Россия
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ге Н.Н. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. – М., 1978; Арбитман Э.Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге. – Саратов, 1972; Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995; Верещагина А. Г. Н.Н. Ге. – Л., 1988; Верещагина А. Г. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи ХVIII – нач. ХХ в. — Л.: Искусство, 1973; Зограф Н. Николай Ге. – М.: Изобр. Искусство, 1974; Карпова Т. Николай Ге. – М.: Белый город, 2001; Очерки по истории русского портрета второй половины ХIХ века / Под общ; ред. Н. Г. Машковцева. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963; Порудоминский В.И. Н. Ге. – М., 1970; Рогинская Ф.С. Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок.. Альбом. – М.: Арт-Родник, 1997.
Источники Составитель – Пелевин Ю.А.


На картине запечатлена встреча опального Пушкина с Иваном Пущиным 11 января 1825 г. в Михайловском. Ю. Лотман пишет, что приезд Пущина «требовал мужества; А.И. Тургенев усиленно отговаривал его от этого опасного предприятия, а дядя поэта, Василий Львович, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся обнимать со слезами, как героя. Но Пущин был не из пугливых: он давно уже член тайного общества, а 14 декабря покажет себя на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания («Высочайшим указом» Николая I приговорен к двадцати годам каторги). Однако Пущин был не только мужественный, но и поразительно добрый человек. «Кто любит Пущина, тот уже непременно сам редкий человек», — сказал о нем Рылеев. В Сибири за постоянную заботу о других ссыльных друзья прозвали его Маремьяна-старица, а для определения его активного соучастия изобрели слово «маремьянство» (называть Пущина женским именем было особенно смешно, поскольку он был не только мужественный человек, но и высокий, стройный, до глубокой старости красивый мужчина). И к Пушкину Пущин проявил нежную заботливость. Свидание было недолгим, а разговор — жарким. Разговор зашел о тайном обществе, и Пущин не скрыл от Пушкина своей к нему причастности. Вечером Пущин уехал. Позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!» Через двенадцать лет, когда Пущин отбывал каторгу в Нерчинске, умирающий Пушкин назвал его имя».

 

Ге недостоверно выписал михайловский кабинет поэта, где происходила последняя встреча друзей. Об этом сообщает в своих воспоминаниях Екатерина Ивановна, Осипова (в замужестве Фок). Она была младшей дочерью в семейство Осиповых, живших по соседству Тригорском. С этим добрым семейством Пушкин был в постоянных сношениях, часто там обедал, проводил целые дни, пользуясь искреннею дружбою и привязанностью всех членов семьи. Е.И. Осипова хорошо помнила Пушкина, часто игравшего с ней. В феврале 1837 г. тринадцатилетняя Катенька оказалась свидетельницей похорон Пушкина в Святых Горах, которые запомнились ей на всю жизнь. В июле 1898 г. известный педагог В.П. Острогорский вместе с художником-передвижником В. М. Максимовым предпринял поездку в пушкинские места Псковской губернии и, посетив имение Е.И. Осиповой-Фок Лысые Горы, записал с ее слов небольшой рассказ о Пушкине, впервые опубликованный в журнале «Мир Божий». 1898. № 9.

«Я сама, еще девочкой, – пишет Е.И. Осипова-Фок, – не раз бывала у него [Пушкина] в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего на все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки». Свидетельство мемуаристки ценно еще и тем, что дом поэта в Михайловском сгорел во время Отечественной войны.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть)
История XIX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer