Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XX в. » СТАТЬИ


Герасимов, Александр Михайлович. После дождя (Мокрая терраса). 1935. ГТГ
Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 22501
Место создания Козлов (Мичуринск), Россия
Эпоха, стиль, направление реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Герасимов А.М. Жизнь художника. – М., 1963; Герасимов А.М. За советский патриотизм в искусстве // Правда. 1949. 10 февраля. № 41; Герасимов А.М. За социалистический реализм. Сб. статей. – М., 1952; Герасимов А.М. Моя работа над портретом // Советские художники. Из творческого опыта. Вып. 4. – М., 1958; Герасимов А.М. Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств СССР // Первая и вторая сессии Академии художеств СССР. – М., 1949; Герасимов А.М. В.И. Суриков — выдающийся представитель русской культуры // В.И. Суриков. К столетию со дня рождения. – М., 1948.

Блянова И.М. Александр Герасимов. Альбом. – М., 1988; А. Герасимов. Альбом. – М., 1988; Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Лебедев А. К. А.М.Герасимов. – М. – Л., 1938; Лебедев П. И. Русская советская живопись: Краткая история. — М. : Сов. художник, 1963; Лебедянский М. С. Становление и развитие русской советской живописи. 1917 нач. – 1930-х гг. — Л.: Художник РСФСР, 1983; Лобанов В.М. А. М. Герасимов. – М.;Л, 1943; Лобанов В. М. А.М. Герасимов, М.—Л., 1943; Лебедянский М. С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи. 1920-1930-е годы. — М.: Искусство, 1986; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003; Москва – Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). – Москва; Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель.- 1996; Скворцов А.А. А. М. Герасимов.– М.—Л., 1947; Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000


К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола — розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски — полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XX в. (вторая четверть)
Литература XX в. (вторая четверть)
Музыка XX в. (вторая четверть)
История XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer