Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XX в. » СТАТЬИ


Герасимов, Александр Михайлович. И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1938. ГТГ
Холст, масло. 296 х 386
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Место создания Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление социалистический реализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Герасимов А.М. Жизнь художника. – М., 1963; Герасимов А.М. За советский патриотизм в искусстве // Правда. 1949. 10 февраля. № 41; Герасимов А.М. За социалистический реализм. Сб. статей. – М., 1952; Герасимов А.М. Моя работа над портретом // Советские художники. Из творческого опыта. Вып. 4. – М., 1958; Герасимов А.М. Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств СССР // Первая и вторая сессии Академии художеств СССР. – М., 1949; Герасимов А.М. В.И. Суриков — выдающийся представитель русской культуры // В.И. Суриков. К столетию со дня рождения. – М., 1948.

Блянова И.М. Александр Герасимов. Альбом. – М., 1988; А. Герасимов. Альбом. – М., 1988; Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Лебедев А. К. А.М.Герасимов. – М. – Л., 1938; Лебедев П. И. Русская советская живопись: Краткая история. — М. : Сов. художник, 1963; Лебедянский М. С. Становление и развитие русской советской живописи. 1917 нач. – 1930-х гг. — Л.: Художник РСФСР, 1983; Лобанов В.М. А. М. Герасимов. – М.;Л, 1943; Лобанов В. М. А.М. Герасимов, М.—Л., 1943; Лебедянский М. С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи. 1920-1930-е годы. — М.: Искусство, 1986; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003; Москва – Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). – Москва; Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель.- 1996; Скворцов А.А. А. М. Герасимов.– М.—Л., 1947; Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000


Идеологический смысл огромного полотна «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» должен был раскрываться для каждого советского человека доходчиво и ясно. В устремленных взорах Сталина и Ворошилова читались сила и непреклонная большевистская воля — каждый зритель мог убедиться, что на страже созидательного социалистического труда советского народа стоят партия, советское правительство, испытанная в боях Красная Армия. Идейный замысел первоначально подчеркивался еще и вербально: картина называлась «На страже мира».

Мирный труд на картине действительно присутствует. Москва строится, как и вся страна, крепнет советская Отчизна. В панораме Замоскворечья видны новые здания, силуэты экскаваторов; дымят фабричные трубы, через Москву-реку протянулся новый Каменный мост.

Интеллигенция потихоньку называла картину по-другому — «Два вождя после дождя». Опытный придворный живописец неслучайно рядом с главным героем всего советского искусства И. В. Сталиным поставил вторым вождем К. Е. Ворошилова, именно его, а не, например, В. М. Молотова или А. А. Жданова, или М. И. Калинина. Ларчик отрывается просто: Ворошилов был покровителем художника, их даже связывали некоторые дружеские отношения. А. М. Герасимов написал не менее дюжины портретов «железного наркома». И здесь, изобразив его рядом с самим генсеком, маэстро, конечно, хотел польстить своему высокопоставленному благодетелю.

Не случаен и образ только что прошедшего дождя. Искушенный адепт соцреализма тонко продумал сюжет. Он подчинен общей идее произведения и может пониматься как мотив обновления не только природы, но и всей советской страны с ее новым, социалистическим строем. Вместе с тем Александр Герасимов реализовал здесь свои любимые пейзажные увлечения, которые вдохновенно воплотил, быть может, в лучшей своей лирической картине «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). Найденные некогда живописные приемы он использовал в официальном полотне. Художнику действительно мастерски удавалось «мокрое»: сырые скамейки, деревья, дорога. И в этом монументальном полотне с вождями, выполненном в серо-серебристом колорите, художник выразительно передал послегрозовые облака, влажный воздух, мокрый асфальтовый тротуар и поручни ограды, омытые дождевой водой.

Картина удалась, художник явно угодил власть предержащим. Канонический образ вождей воплощал «кремлевский миф», что и сделало полотно «культовым» произведением в тоталитарную эпоху сталинского правления. За нее А. М. Герасимову в 1941 году дали очередную Сталинскую премию.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XX в. (вторая четверть)
Литература XX в. (вторая четверть)
Музыка XX в. (вторая четверть)
История XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer