Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIII в. » XIII в. (четвертая четверть)


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием. Икона. 1288 (?) ГТГ

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием. Икона. 1288 (?) ГТГ

Икона донесла до нашего времени древнейшие образы преподобных Антония и Феодосия, основателей Киево-Печерского монастыря.

См. статью.

  подробнее

Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199. Копия В. Прохорова. Начало 1870-х гг.

Фреска святой великомученицы Екатерина находилась в алтаре Нередицкого храма за южной дверью, где и была в начале 1870-х годов сделана с нее копия известным исследователем русской старины В. Прохоровым. А сама стенопись погибла в Отечественную войну.

О колористических особенностях фрески судить по копии весьма трудно. Между тем, изображение может служить материалом для истории иконописных женских одежд конца XII века. На далматик святой надеты оплечья, украшенные по желтому полю узорами и каменьями. Кругом рукавов ниже плеча выписаны широкие полосы также с узорами. На передней стороне одежды идет вниз широкая полоса, которая подобно священнической епитрахили надета на шею и украшена золотым шитьем. На руках великомученицы поручи — обычное украшение одежд святых жен, начиная с первых веков христианства до позднего Средневековья. Позднее поручи сохранились только в священнослужительских одеяниях.

В правой руке Екатерина держит крест как знак мученической смерти.

Во фреске Нередецкой церкви есть общность с миниатюрой новгородского Пантелеймонова Евангелия конца XII – начала XIII веков.

См. статью Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199.

  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ
«Еван» (так назван в надписи на иконе Иоанн Лествичник), Георгий и Власий изображены фронтально на красном киноварном фоне, что весьма характерно для ранних новгородских икон. Образная направленность иконописи Великого Новгорода этого времени отмечена лаконизмом, известной рационалистичностью и упрощенностью изображения, «примитивом».  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Лик Иоанна Лествечника
Когда-то давно две липовые доски, из которых состоит икона, были разъединены, а при стыковке их слегка подтесали, отчего часть лика и фигуры Иоанна Лествичника оказалась срезана.

Иоанн Лествичник правой рукой благославляет, а в левой, вместо традиционного по иконографическому канону свитка, держит книгу. Возможно, это Евангелие или сочинение святого отца «Лествица райская» («Лестница, возводящая к небесам») — руководство к иноческой жизни, дидактический трактат о ступенях христианского самоусовершенствования и достижения рая. Трактат призывал к аскезе и вместил в себя обширнейший опыт психологического самонаблюдения самого автора. Сочинение было переведено на многие языки, в том числе и на древнерусский, и пользовалось большой популярностью, особенно среди монахов.

Закрепившееся за Иоанном именование — «Лествичника» — происходит от названия его сочинения.   подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Фрагмент. Святой великомученик Георгий
Святой великомученик Георгий в синем плаще (корзно), в серебристо-белых пластинчатых доспехах, красной русской рубахе с орнаментом на подоле и в красных сапожках. На голове венец с «жемчугами» и «камнями». В правой руке он держит как крест — атрибут мученика, а в левой — меч, атрибут воина. Его фигура выписана более уплощенно, чем фигура Иоанна Лествичника.

Святой Георгий почитался на Древней Руси как покровитель воинов, а в Новгороде его также считали небесным ходатаем по делам скотоводства и земледелия.  подробнее

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. Икона. Вторая половина ХIII века. ГРМ. Схема иконы
На схеме наглядно видно соотношение масштабов при изображении святых. Иоанн Лествичник в два с лишком раза больше Георгия и Власия. Знаменовали образ, то есть наносили общий контурный рисунок, с помощью прориси. Иконная доска оказалась немного меньше прориси, поэтому ноги Георгия и нимб Лествичника вылезают на лузгу.  подробнее

Пизано Джованни. Исайя. 1285—97
http://www.wga.hu/index1.html
В книге пророка Исайи написано, что он видел Бога своими глазами. Один из окружающих Его серафимов взял горячий уголь и дотронулся им до губ Исайи, и Господь послал его проповедовать волю Божию еврейскому народу. Пророк призывал людей к покаянию, указывал им путь к спасению иудейского царства. Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, просвещали народ. Исайя много пророчествовал об Иисусе Христе. Пророческое служение Исайи началось в последний год царствования Озии, за 759 лет до Рождества Христова, и продолжалось более 60 лет. По преданию, принятому отцами церкви, Исайя по повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и его вельмож в нечестии. Пророчества Исайи отличались удивительной ясностью и точностью, поэтому его называют ветхозаветным Евангелистом.

Статуя украшала некогда фасад городского собора в Сиене, ныне хранится в музее собора. Зная, что на скульптуры будут смотреть снизу и с достаточно большого расстояния, Джованни Пизано расположил фигуры с небольшим наклоном вперед. Для придания облику святого большей остроты и выразительности мастер просверлил в его бороде целый ряд отверстий, благодаря чему богаче стала игра света и тени; это придает лицу пророка особенную экспрессивность.
  подробнее

Пизано Джованни. Мириам. 1285—97
http://www.wga.hu/index1.html
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора (см. тж. «Платон») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Пизано французской готической пластики.

«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его Мириам стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку посреди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: «Это из еврейских детей». И сказала Мириам дочери фараоновой: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» Дочь фараонова сказала ей: «Сходи». Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату». Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его». (Исход, гл.2, 1-10)
  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer