Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIV в. » XIV в. (первая четверть)


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКАИЗОБРАЖЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

СТАТЬИ

Борис и Глеб. Икона. Середина XIV века. ГРМ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Авалокитешвара Воды и Луны. Начало XIV в.
Эта великолепная картина представляет одно из наиболее популярных божеств Восточной Азии — Авалокитешвару, бодхисаттву бесконечного сострадания и мудрости. Традиционно буддийские божества имеют много разных представлений; на этом свитке изображен Авалокитешвара Воды и Луны — форма, заимствованная из Китая танской эпохи (618—906) и весьма распространенная в буддийской живописи периода Корё. В данной репрезентации Авалокитешвара предстает со своими стандартными атрибутами: образ Будды Амитабхи на короне; ивовая ветка, являющаяся символом врачевания, в кундике (ритуальный сосуд для разбрызгивания воды), опущенной в прозрачную стеклянную чашу, изображенную по правую сторону от божества; и, наконец, лунный диск в верхней части картины. В лунном диске изображено дерево кассия, под которым стоит заяц, приготовляющий эликсир бессмертия — мотив, основанный на хорошо известной китайской легенде. Авалокитешвара сидит на камне посреди волн, символизирующем его островное обиталище на горе Поталака (Наксан). В воде видны скалы с выступающими ножками драгоценных кораллов. По левую сторону божества, едва различимые на заднем плане, изображены несколько больших стеблей бамбука. У ног Авалокитешвары в позе поклонения стоит юноша Судхана, который, согласно пояснительному тексту, совершает духовное путешествие на гору Поталака, а также к обителям пятидесяти трех буддийских святых в поисках высшей истины. Напротив юноши группа роскошно одетых людей и морских чудищ преподносит божеству фимиам, кораллы и жемчуг. Авалокитешвара одет в роскошные одежды с замысловатыми деталями из золота на платье и украшениях. В правой руке он держит хрустальные четки, правая нога согнута и лежит на левом колене, левая нога покоится на лотосовой подставке. Как символ божественности Авалокитешвары его тело заключено в светящуюся мандорлу (ореол), а голова окружена нимбом.  подробнее

Джотто ди Бондоне. Бегство в Египет. 1304—06
Сюжет, положенный в основу фрески, заимствован из Евангелия от Матфея. Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорожденного младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не возвращаться в Иерусалим. Когда волхвы ушли, Иосифу во сне явился ангел и сказал: «Вставай, возьми ребенка и его мать и беги с ними в Египет. Оставайтесь там, пока я не скажу, потому что Ирод хочет убить ребенка. Иосиф взял Иисуса и Марию, и они ночью ушли в Египет. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер.

Эта фреска представляет особый интерес. Мастер изобразил чинную процессию, следующую мимо скалистых гор. Первым в охристом плаще с кувшином в руках идет Иосиф. Видно, что он разговаривает с мальчиком, ведущим под уздцы ослика, на котором едут Мария с Младенцем. Драматизм происходящих событий передан автором именно через изображение Ее фигуры. Спина Марии напряжена, встревоженный взгляд устремлен вперед. Позади Божией Матери идут беззаботно переговаривающиеся между собой две девушки и юноша. Богоматерь с Младенцем Христом расположены в центре композиции и пространственно отделены от всех остальных героев. Фигуры участников сцены художник пишет объемно, используя светотеневую моделировку. Особое внимание Джотто уделил изображению Марии – Она выглядит монументально. И именно в создании объемов, в монументальности образов и заключается новаторство живописи Джотто. Кроме того, до него никто не использовал светотень. Практически все фигуры фресок капеллы Скровеньи написаны подобным образом. Но все же нужно отметить, что во многом эта композиция (да и остальные работы Джотто) несет на себе отпечаток средневекового искусства: плоский фон-небо, условные горы-скалы, ангел, парящий в небе, тонкие «нервные» складки одеяний, разномасштабность фигур.
  подробнее

Благовещение. Икона. Начало XIV в.
http://en.wikipedia.org/wiki/Byzantine_art
Оборотная сторона иконы Богоматери. Композиция строится в замкнутом сценическом пространстве, ограниченном монументальными трехмерными кулисами. Здесь художник применил старинный античный прием: каждая фигура стоит на отдельном подиуме, что позволяет четко разграничить занимаемые ими пространственные ячейки. Формы архитектуры нарочито театрализованы и буквально испещрены антикизирующими мотивами: это и выступающие консоли с брошенным на них велумом, и рельефы с образами античных божеств. Движение направлено в глубину композиции, его ритм подчеркнут широким шагом архангела, небольшим расстоянием между персонажами. Соразмерность пропорций, ясно выраженные объемы, завершенность обтекаемых форм делают фигуры уподобленными идеально выточенным скульптурам. Лица Марии и архангела отличает спокойствие и совершенная гармония внутреннего мира. Движения кисти, фактура совершенно неуловимы. Отделка живописной поверхности кажется идеальной. По красоте шелковых тканей, нарядности цвета, совершенству исполнения ликов эта икона является одним из лучших образцов константинопольской живописи начала XIV в.  подробнее

Богоматерь Одигитрия. Икона. XIV в. Успенский собор Московского Кремля.

На обороте: «Святой Георгий». XII в.

Лицевая сторона с иконой «Богоматери Одигитри» сохранилась с большими утратами. К древней живописи относится контур фигур, шея и рука Спаса Эммануила. Икона прописана византийским иконописцем XIV века. См. «Святой Георгий». Икона. XII век .  подробнее

Борис и Глеб. Икона. Середина XIV века. ГРМ

Икона попала в Русский музей в 1913 году из собрания Н.П. Лихачева, который купил ее у странствовавшего по деревням мелочного торговца — офени, вывезшего образ из села Мстеры Владимирской губернии. Икона была значительно прописана при реставрации в 1908 году в мастерской братьев Чириковых.

См. Борис и Глеб. Икона. Середина XIV века. ГРМ.

См. Борис и Глеб. Факты и метафакты. Статья Ю.А. Пелевина.  подробнее

Борис и Глеб. Икона. Середина XIV века. ГРМ. Фрагмент. Лик Глеба
Портретное сходство на иконе, естественно, не соблюдено. Вместе с тем Борис, который, как известно, был старше своего брата, написан с усами и небольшой бородкой, в то время как локоны по плечам Глеба подчеркивают его юный возраст.

См. статью.

  подробнее

Джотто ди Бондоне. Воскресение. 1304—06
Сюжет заимствован из Евангелия от Иоанна. Иисус был распят в пятницу. В понедельник же рано утром Мария Магдалина пошла к могиле и увидела, что камень от входа отвален. Она побежала к Петру и Иоанну и сказала: «Они забрали Господа из могилы, и мы не знаем, куда они Его положили!» Ученики побежали к могиле. Войдя внутрь, они увидели лежащие льняные полотна и погребальный платок, тела же Иисуса нигде не было. Ученики возвратились домой. Мария же стояла у могилы и плакала. Плача, она заглянула в могилу и увидела двух ангелов в белом. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса — один в головах и один в ногах. Ангелы спросили Марию: «Почему ты плачешь?» — «Они унесли моего Господа, — отвечала Мария. — И я не знаю, где они Его положили». Она обернулась и увидела, что там стоит Иисус, хотя она и не могла понять, что это был Он сам. «Женщина, — сказал Иисус, — почему ты плачешь? Кого ты ищешь?» Она подумала, что это садовник, и сказала: « Господин, если это ты унес Его, то скажи, куда ты Его положил, и я пойду и возьму Его». — «Мария, — сказал ей Иисус. Она обернулась и вскрикнула по-еврейски: «Раввуни!». Иисус сказал: «Не прикасайся ко Мне, Я еще не был у Отца, пойди лучше к Моим братьям и скажи им: «Я возвращаюся к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу». Мария Магдалина пошла к ученикам и сказала: «Я видела Господа!». И она пересказала им то, что Он ей говорил.  подробнее

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря. 1304—06
Сюжет фрески заимствован из Евангелия от Иоанна. Лазарь был братом Марфы и Марии. Когда Иисус узнал, что Лазарь болен, Он не пошел сразу в Вифанию к Марфе и Марии, но оставался там, где был, еще два дня. Только после того как Лазарь умер, Иисус пошел в Вифанию. Когда Он пришел, тело Лазаря уже четыре дня было в могиле. Когда Марфа узнала, что пришел Иисус, она пошла встретить Его, а Мария осталась дома. «Господи, — сказала Марфа Иисусу, — если бы Ты был здесь, то мой брат бы не умер. Но я знаю, что Бог и сейчас даст Тебе, что бы Ты ни попросил». Иисус сказал ей: «Твой брат воскреснет». Марфа позвала Марию, и с ней пришли многие иудеи. Увидев Иисуса, она упала к Его ногам… Видя, что плачет и Мария, и иудеи, Иисус и сам заплакал. Потом все пошли к могиле. Могилой служила пещера, вход в которую был завален камнем. «Уберите камень», — приказал Иисус. Марфа сказала: «Господи, но ведь там уже вонь. Лазарь четыре дня как в могиле». Тогда Иисус сказал: «Разве Я не говорил тебе, что если ты будешь верить, то увидишь славу Божью?» Камень убрали. Тогда Иисус посмотрел на небо и сказал: «Отец, благодарю Тебя за то, что Ты слышишь Меня. Я знаю, что Ты всегда слышишь Меня, но Я сказал это ради тех, кто стоит здесь, чтобы они поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус громко позвал: «Лазарь, выходи!» Умерший вышел. Его руки и ноги были обвязаны льняным полотном, и лицо тоже было покрыто полотном. «Снимите с него погребальные одежды, чтобы он мог идти», — сказал Иисус. Многие из иудеев, которые пришли навестить Марфу и Марию и видели, что сделал Иисус, поверили в Него.

Роспись поражает отчетливой передачей чувств, которые испытывают герои. Замотанный в саван воскресший Лазарь и благословляющий его Христос находятся друг напротив друга и как бы обрамляют центр композиции, куда автор поместил наиболее убедительных по эмоциональному выражению персонажей. На лицах мужчин видны страх, потрясение и преклонение перед невиданным чудом, сотворенным Христом.
  подробнее

Джотто ди Бондоне. Встреча у Золотых Ворот. 1304—06
Цикл фресок рассказывает историю родителей Девы Марии. У Иоакима и Анны не было детей. Иоаким был уже в преклонном возрасте, когда за «бездетность» его выгнали из храма. После этого он ушел и некоторое время жил среди пастухов. Там он принес Господу жертву, и его жертва была принята благосклонно. Во сне ему явился ангел и поведал, что у них с Анной родится дочь. Ангел велел ему идти к Золотым Воротам, где его будет ждать Анна. В это же время Анне тоже явился ангел. Он сказал, что она забеременеет и чтобы она встала и шла к Золотым Воротам, где ее ждет Иоаким. После этого оба — и Иоаким, и Анна — пошли к Золотым Воротам, и там Иоаким запечатлел на устах своей жены божественный поцелуй, от которого и была зачата Дева Мария.  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer