Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Рембрандт » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Рембрандт (1606—1669)
Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Непревзойденный мастер живописи и графики, создававший произведения практически во всех жанрах: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандту принадлежит авторство около 600 картин, 300 офортов и 2 тыс. рисунков. Творческий успех, пришедший к Рембрандту в начале 1630-х гг., скоро сменился откровенным неприятием его творчества со стороны голландского общества, что привело художника к нищете и унижению. Искусство Рембрандта было прочно забыто современниками, интерес к нему возобновился лишь в конце XIX в. Творчество Рембрандта знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в. Оно оказало сильнейшее воздействие на развитие всего европейского искусства.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В. Н. Старые европейские мастера.— М., 1974; Линник И. Рембрандт ван Рейн [Альбом].— М., 1956; Ротенберг Е. Рембрандт Гарменс ван Рейн.— М., 1956; Художественная культура Западной Европы XVII в. [Сб.].— М., 1970; Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта.— М., 1975.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 г. в городе Лейдене в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете целиком посвятил себя искусству. Около 1620 г. юноша определяется в мастерскую известного лейденского живописца Якоба Сваненбрюха, а в 1623 г. продолжает обучение в Амстердаме у знаменитого исторического живописца Питера Ластмана. Через полгода он уходит из мастерской Ластмана и, вернувшись в родной Лейден в начале 1625 г., становится независимым художником.
         Картины Рембрандта так называемого лейденского периода преимущественно посвящены библейским темам и написаны отчасти в духе Ластмана. В эти годы Рембрандт работает также в портретном жанре (серия автопортретов и портретов членов семьи художника).
         В 1632 г. Рембрандт переехал в Амстердам, где в скором времени женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх.
         1630-е гг. — начало 1640-х гг. — годы семейного счастья и огромного творческого успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюлпа», в которой художник по-новому решил проблему группового портрета, принесла ему широкую известность. Он получает много заказов, в его мастерской работают многочисленные ученики. В эти годы Рембрандт много работает в жанре портрета: пишет портреты состоятельных бюргеров («Проповедник Ансло с женой»), автопортреты, портреты близких людей («Улыбающаяся Саския»). Работам этого времени порой свойственны театрализованные внешние эффекты («Автопортрет с Саскией» («Веселое общество»), внешняя патетика и динамизм барокко. Особое место в творчестве Рембрандта этого периода занимают картины на мифологические сюжеты, которые трактуются художником в нетрадиционной манере, далекой от классических канонов и традиций («Даная»). В 1630-е гг. Рембрандт много работал в технике офорта. В этот период он создал свои первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», ок. 1638, Государственный музей, Амстердам), первые капитальные гравюры, а также многие из своих лучших карандашных рисунков.
         Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и эстетическими запросами современного ему общества, проявился в 1642 г., когда картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока (Ночной дозор)» вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал, по существу, историческую картину. В 1640-е гг. приток заказов сокращается, в мастерской Рембрандта остаются лишь наиболее преданные ученики. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. Творчество художника утрачивает присущие ему ранее внешнюю эффектность и ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены («Давид и Ионафан»). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая игра света и тени («Христос, исцеляющий больных» («Лист в 100 гульденов»).
         В 1649 г. Рембрандт вступает в брак вторично — со своей служанкой Хендрикье Стоффельс, которая впоследствии часто служила ему моделью («Портрет Хендрикье Стоффельс»).
         1650-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости Рембрандта. В композициях этого периода художник часто обращается к крупнофигурным сценам («Иаков, благословляющий детей Иосифа»). В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов («Бургомистр Ян Сикс»), в том числе портреты стариков («Портрет старика в красном»); продолжает работать в графике («Три креста», «Фауст»).
         В 1656 г. Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных условиях провел остаток жизни.
         В 1661 г. художнику была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии («Заговор Юлия Цивилиса»). Это произведение не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду творчества художника относится также целый ряд религиозных композиций («Давид и Урия», «Возвращение блудного сына»), групповые и одиночные портреты («Синдики», «Еврейская невеста»). Произведения позднего Рембрандта отличаются необыкновенной глубиной психологических характеристик.
         В старости Рембрандта преследовали утраты: в 1663 г. умерла Хендрикье, в 1668 г. от наследственного туберкулеза скончался единственный сын Титус, а 4 октября 1669 года не стало и самого художника, ушедшего из жизни в нищете, забвении и одиночестве.

Изображения

Мировая художественная культура XVII в.
Литература XVII в.
Музыка XVII в.
История XVII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer