Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Босх Хиеронимус » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Босх Хиеронимус (1450/60—1516)
Нидерландский живописец. Представитель Раннего нидерландского Возрождения. В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, острожизненными и причудливо-фантастическими образами и деталями, полны иронии и иносказания. Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в.
 
Эпоха, стиль, направление Северное Возрождение
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Фомин Г. И. И. Босх.— М., 1974; Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Хиеронимус Босх (собственно Хиеронимус ван Акен) родился между 1450 и 1460 гг. в голландском городе Хертогенбосе в семье потомственных художников. Живописью занимались его дед Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Уже в раннем детстве Хиеронимус приобщился к семейным художественным традициям. Затем последовало обучение в Харлеме и Делфте, где будущий художник познакомился с искусством таких мастеров нидерландского Возрождения как Рогир ван дер Вейден и Гертген тот Синт-Янс. В 1480 г. Босх вернулся в родной город уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он женился на Алейд Гойартс ван дер Мервей, девушке из богатой и знатной семьи. Этот брак дал художнику материальное благополучие и положение в обществе, а также обеспечил, в определенной степени, свободу творчества.
         Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество домыслов об образе жизни и характере живописца. Одни исследователи связывали особенности творчества художника с его увлечением алхимией и астрономией, другие объясняли их психическими расстройствами и галлюцинациями; художник представлялся то ревностным католиком, то еретиком, тесно связанным с религиозными сектами. При знакомстве с его творчеством становится очевидным, что Босх владел обширными познаниями в области Богословия, был превосходно знаком с народным творчеством.
         Произведения Босха наполнены многочисленными символами. Порой трудно поддающиеся расшифровке, все они указывают на глубокое содержание и философский характер произведений художника. Главной темой творчества Босха стало противостояние двух начал — светлого и темного, добра и зла, а также греховность человеческой жизни и неизбежность небесной кары за нее.
         Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.
         Ранние работы Босха («Семь смертных грехов», «Операция головы»), обладая элементами сатиры и иронии, носят ярко выраженный нравоучительный характер. Еще острее проявилась сатира Босха в картинах «Смерть и скряга», «Корабль дураков».
         Около 1486 г. Босх вступил в братство Богоматери, основанное группой духовных и светских лиц. Художник состоял почетным членом братства и выполнил по его заказу ряд работ: цветной витраж для капеллы церкви Св. Иоанна, роспись и позолоту алтаря, композицию «Распятие» и др.
         Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст. К зрелому периоду творчества художника относятся большие триптихи, высоко оцененные Филиппом II Испанским. В основе алтарной композиции «Воз сена», весьма вероятно, лежит старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».  Композиция «Искушение св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Шедевром мастера стал триптих «Сад наслаждений», замысловатая аллегория, получившая множество различных толкований. В этот же период были написаны триптихи «Страшный суд», «Поклонение волхвов», композиции «Св. Иоанн на Патмосе», «Иоанн Креститель в пустыне».
         К позднему периоду творчества Босха относятся триптих «Рай и ад», композиции «Бродяга», «Несение креста».
         9 августа 1516 года Босх скончался и был с почестями похоронен в родном Хертогенбосе.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Литература XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Музыка XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
История XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer