Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Западная Европа » СТАТЬИ


Искусство Италии XVIII в.
Эпоха, стиль, направление барокко, неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1—3. — М.: Белый город, 2006; Всеобщая история искусств. — Т.4. — М.: «Искусство», 1963; Федотова Е. Италия. История искусства. — М.: «Белый город», 2006; Фосси Г., Буссальи М., Рейке М. Искусство Италии: Живопись. Скульптура. Архитектура. X—XX вв. — М.: «Белый город», 2001; Рим. Флоренция. Венеция / Пер. с итал. — Флоренция: Casa Editrice Bonechi, 1996.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.




Архитектура позднего барокко и неоклассицизма
         В XVIII в. масштабы строительства в Италии сократились, так как многие итальянские государства были охвачены экономическим кризисом.
         В Турине работал архитектор Филиппо Ювара (1678—1736) — крупнейший представитель позднего барокко в Италии. Монументальные, величественные постройки Ювара, оформленные увеличенным по масштабу «колоссальным» ордером, отличают классическая четкость деталей и прямолинейность планов. Ювара работал также в Испании и Португалии.
         В Риме в XVIII в. строили не так много и оригинально, как раньше. Самый крупный и самый претенциозный фонтан Рима — фонтан Треви (1732—62, арх. Никколо Салви) — на фоне величественного палаццо Поли кажется еще грандиознее. Украшающие фонтан скульптуры и рельефы изобилуют символикой и смысловыми аллегориями. Однако в этом комплексе уже нет изящества лучших памятников барокко.
         Подлинной жемчужиной позднего барокко в Риме явилась лестница на площади Испании (1721—25, арх. Алессандро Спекки и Франческо де Санктис). Великолепная лестница, имеющая двенадцать пролетов и сто тридцать пять ступеней, ведет от площади Испании к расположенной на вершине высокого холма церкви Тринита деи Монти.
         Во второй трети XVIII столетия в итальянскую архитектуру постепенно проникают веяния неоклассицизма. Это можно увидеть в облике реконструированной раннехристианской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме (1735, арх. Алессандро Галилеи), возведённой ещё в IV в. при жизни императора Константина Великого. Черты зарождающегося неоклассицизма видны и в обновлённом фасаде базилики Санта-Мария Маджоре (1734—50, арх. Фердинандо Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства напоминает о традициях барокко.
         Раскопки в Помпеях и Геркулануме и издание в 1764 г. в Риме капитального труда «История искусства древности» немецкого теоретика искусства Иоганна Иоахима Винкельмана окончательно склонили зодчих на сторону неоклассицизма. Самым интересным примером этого стиля можно считать величественный королевский дворец Казерта под Неаполем (1752—80). Его сооружали два талантливых архитектора — Луиджи Ванвителли (1700—1773) и его ученик Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Монументальное убранство парадных залов, напоминающее театральные декорации, парк с огромным водным каскадом и фонтанами характерны для барокко. Однако планировка дворца в форме каре (четырёхугольника) с несколькими внутренними дворами, строгое оформление фасадов работы Пьермарини полностью отвечают духу неоклассицизма.
         Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720—78) прославился не осуществленными постройками, а гравюрами и рисунками. Мастер считал, что современные ему архитектурные идеи могут быть воплощены только в рисунках. Пиранези создал сотни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зданий и архитектурных фантазий. Самыми загадочными среди них были «Тюрьмы», впервые изданные в 1745 г. и повторно около 1760 г. (Лист IV; Лист VII).

Живопись
         В XVIII в. важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы, скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы.
         Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия являлось барокко, а главной фигурой, безусловно, был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770). Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв. Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Тьеполо выступал также как портретист, был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов. Тьеполо пользовался широкой славой, много работал для иностранных дворов (архиепископская резиденция в Вюрцбурге, Королевский дворец в Мадриде), избирался президентом венецианской академии художеств.
         Важнейшее место в венецианской живописи XVIII в. занимал архитектурный пейзаж (ведута), выделившийся в самостоятельный жанр. Крупнейшим мастером этого жанра был Джованни Антонио Каналь по прозвищу Каналетто (1697—1768). Каналетто создавал развернутые панорамные виды, главным образом Венеции, наполняя их как красочными эпизодами торжественных церемоний, празднеств, приемов («Возвращение буцентавра в праздник Вознесения»), так и сценами ничем не примечательных городских будней («Площадь перед церковью Санти-Джованни э Паоло»). В ведутах Каналетто документальная точность рисунка сочетаются с живостью и свежестью колорита, тонкой наблюдательностью в изображении сцен городской жизни. Пластически точно выписанные постройки площади Сан-Марко и Пьяцетты, яркие фасады дворцов Большого канала (Дворец дожей переданы кистью венецианского художника, умеющего создать колористическую симфонию из красок неба,
         С произведениями Каналетто перекликаются работы его племянника и ученика Бернардо Беллотто (1720—80). Как и Каналетто, с помощью камеры-обскура Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин Каналетто сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности («Вид на Дрезден с правого берега Эльбы»). Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее ведутам Каналетто. Пейзажи Беллотто сейчас обладают не только художественной, но и исторической ценностью — они воссоздают утраченный ныне облик городов с любовью и поразительной точностью («Вена, Лобковицплац»).
         К другому направлению в итальянской ведуте, которое часто называют романтическим, принадлежит творчество Франческо Гварди (1712 — 93), последнего крупного мастера венецианской ведуты. Наряду с видами Венеции в дни праздников и торжественных церемоний Гварди писал камерные картины с изображением двориков, улочек, маленьких площадей города, в которых архитектурный пейзаж приобретает жизненную конкретность и лирическую интонацию («Венецианский дворик», Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры людей утратили контуры, освещение рассеянное и тускловатое. Благодаря такой манере мир венецианских трущоб и заброшенных бедных кварталов обрёл чарующее, волшебное обаяние. Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди наполнены пронзительной печалью, иногда — нежностью и теплом. Высшими живописными достижениями Гварди, ознаменовавшими отход художника от ведуты, стали пейзажи («Гондолы в лагуне (Серая лагуна)», «Пожар в квартале Сан-Маркуола», «Рио Деи Медиканти», в которых художник передает определенное состояние натуры, ее постоянно меняющегося облика. Эти работы предвосхитили пленэрную живопись XIX в. (импрессионизм).
         Обширные творческие связи итальянских мастеров XVIII в. с художниками из многих стран Европы способствовали становлению национальных школ, влияли на развитие стилей и индивидуальной манеры живописцев. В XVIII в. Италия нашла свой путь в искусстве, оставаясь по-прежнему открытой остальному художественному миру.

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в.
Литература XVIII в.
Музыка XVIII в.
История XVIII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer