Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ф » Фрагонар Жан Оноре » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Фрагонар Жан Оноре (1732—1806)
Французский живописец и график. Один из крупнейших художников Франции второй половины XVIII в. Продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал галантные сцены и игриво-эротические композиции. Написал несколько произведений в историческом жанре, за одно из которых был причислен к Академии живописи и скульптуры. Обращался к бытовому жанру, портрету и пейзажу. Известен как талантливый график — автор офортов и многочисленных рисунков, созданных в технике сангины, сепии и бистра. В 1794—1800 гг. занимался формированием национальных музейных коллекций, в том числе Лувра. Умер в безвестности и нищете. Былую славу обрел лишь в середине XIX столетия.
 
Эпоха, стиль, направление рококо
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Лившиц Н. А. Жан-Оноре Фрагонар.— М., 1970.
Источники Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.



         Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 г. на юге Франции, в Грасе, в семье перчаточника. В шесть лет будущий художник оказался в Париже, где и получил образование. Он должен был стать клерком в конторе нотариуса, но увлекся живописью и начал посещать мастерскую знаменитого художника Ф. Буше, затем недолго учился у Ж. Б. С. Шардена, потом снова вернулся к Буше. В ученические годы Фрагонар создает произведения исключительно в стиле Буше. В это же время художник изучает творения великих мастеров в знаменитой коллекции Кроза.
         В 1752 г. по совету Буше Фрагонар принимает участие в академическом конкурсе на Римскую премию. Он выставляет на конкурс картину «Иеровоам приносит жертвы идолам» и получает первый приз. В 1753—56 гг. Фрагонар посещает художественную школу К. Ванлоо, а затем едет в Рим, где в течение трех лет обучается во Французской академии. Познакомившись с молодым меценатом, аббатом Сен-Ноном, Фрагонар остается в Италии еще на один год. Он живет у Сен-Нона на вилле д’Эсте, где создает циклы пейзажных рисунков, а также несколько жанровых сцен («Выигранный поцелуй», «Прачки»).
         В 1761 г. Фрагонар вернулся в Париж. К первой половине 1760-х гг. относится ряд пейзажей («Маленький парк»), серия «старческих» голов, жанровые сцены, пасторали. Одновременно художник исполняет несколько исторических композиций, в том числе на сюжеты из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. В 1765 г. за историческую картину «Корез и Каллироя» Фрагонар был причислен к Академии живописи и скульптуры. Картина имела невероятный успех. Сам король приобрел полотно и даже заказал с него гобелен. Перед Фрагонаром открывается блестящая карьера исторического живописца, он получает квартиру и мастерскую в Лувре. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в.) не была чужда творчеству Фрагонара: помимо бесчисленных копий с исторических картин, которые он сделал в годы учения, Фрагонар самостоятельно разрабатывал многие сюжеты: библейские, мифологические, сюжеты из классической литературы. Однако художник сделал крутой и совершенно неожиданный поворот: он пренебрег всем достигнутым и полностью отказался от академической карьеры.
         Продолжая традиции Ф. Буше, Фрагонар посвящает свое творчество галантным сценам («Качели», «Свидание», «Любовное письмо») и игривой эротике рококо («Купающиеся наяды», «Девушка, играющая с собачкой»). Художник обращается также к бытовому жанру («Читающая девушка», «Урок музыки»), пишет так называемые «фантастические» портреты («Вдохновение») и просто портреты . Работает в области миниатюры, изображая чаще всего головки детей и молодых девушек прозрачной акварелью на слоновой кости. Временами занимается офортным гравированием. Произведения Фрагонара входят в моду и покупаются нарасхват по дорогой цене.
         В 1773 г. художник едет в Италию. Он сопровождает некоего Бержере, богатого откупщика, путешествующего по Италии вместе с семьей. Во время путешествия Фрагонар должен комментировать встречающиеся произведения искусства и делать зарисовки. Этот год художник много рисует — уличные сценки, простых людей, пейзажи. Позднее, когда Бержере захочет взять эти рисунки себе, Фрагонар будет с ним судиться и в конечном итоге выкупит их. В 1774 г. Фрагонар возвратился в Париж.
         Семидесятые годы XVIII в. ознаменовались в жизни, литературе и искусстве Франции новыми настроениями. Прославление добродетели, долга, морали поражает воображение читателей Дидро; призыв Руссо — вернуться в лоно естественной, простой жизни, стать ближе к природе, положить добродетель в основу семейных отношений — находит отклик в творчестве Фрагонара: он пишет целую серию картин на сентиментальные сюжеты из семейной и сельской жизни («Счастливая мать», «Счастливое изобилие» и т.п.). К прежней галантно-эротической тематике художник обращается значительно реже («Задвижка»).
         После итальянского путешествия Фрагонар исполняет 12 больших декоративных панно, на которых изображены картины народных увеселений, ярмарки, парки. Самой знаменитой из этой серии стала композиция «Праздник в Сен-Клу», заказанная герцогом Пентьевром для особняка «Отель де Тулуз», в 1808 г. приобретенного Французским банком.
         Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Художник постепенно теряет былую популярность, а революция наносит ему окончательный удар: его довольно значительное состояние сильно уменьшилось, а богатая клиентура оказалась разоренной или вовсе была изгнана из страны. Однако Фрагонар избежал нищеты благодаря своему бывшему ученику Давиду, а также благодаря своим познаниям эксперта: в 1794 гг. он был избран членом Музейной комиссии — организации, занимавшейся формированием национальных музейных коллекций, в первую очередь — Лувра.
         В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений — «Поцелуй украдкой». К этому же времени относится большая серия аллегорических картин («Фонтан любви»). В 1795 г. художник выполнил серию иллюстраций к «Сказкам» Лафонтена.
         В конце XVIII в. Фрагонар был забыт современниками. Он умер в 1806 г. в безвестности и нищете. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
Литература XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
Музыка XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)
История XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer